Воспоминания о Михаиле Добросердове

Многолетняя творческая дружба связывает меня с Михаилом Владимировичем Добросердовым. Это очень талантливый, трогательно преданный искусству человек, предельно бескорыстный, влюбленный не в успех, а в саму живопись. Как красиво и благородно чувствует он цвет, какой скромностью и искренностью отличаются его работы! Я всегда выделяю полотна Добросердова среди сотен картин на любых выставках. Вот что значит — быть подлинным в самом высоком смысле этого слова…
С. А. Чуйков, народный художник СССР

У Михаила Владимировича Добросердова, образно говоря, есть своя песня. Громко она звучит или нет — неважно, но песня эта присуща именно ему. Я люблю художника Добросердова, люблю его драматические полотна, связанные с войной, их суровый, волнующий колорит. Его натюрморты военных лет, по-моему, — блистательные работы. Добросердов — достойный представитель московской школы живописи. Живопись его — монохромная, не очень яркая, но по-настоящему глубокая, чрезвычайно высока его живописная культура. Исключительно многогранен его своеобразный лирический подход к драматическим темам. Именно двойной план скрытого драматизма при лирической натуре — наиболее сильная сторона его творчества. В трудные военные годы он учил нас тому, что жизнь бесконечно прекрасна, что задача художника — помочь людям увидеть эту красоту. Он помогал понять гражданский долг художника, его роль в обществе, очень тонко давал прочувствовать народную линию в искусстве. Михаил Владимирович Добросердов — образец энтузиаста и в творчестве, и в педагогике.
Г. М. Коржев, народный художник СССР

Красивый, высокий, подтянутый человек — таким было мое первое, чисто внешнее восприятие Михаила Владимировича Добросердова. Потом к этому добавились его исключительные доброта и сердечность, его природная глубокая порядочность, увлеченность преподаванием. Михаил Владимирович — художник высокой, своеобразной культуры, пластического языка, который не сразу доходит до зрителя, но потом накрепко овладевает им. Неоценимое качество — это цельность его натуры. В его работах нет ничего крикливого, нарочитого, все построено на сближенных цветовых сочетаниях. Большим внутренним вкусом, тактичностью, добротой отличаются не только его произведения, но и отношения с коллегами, учениками. Творческая цельность, гражданственность, яркая образность и составляют его большое художественное мастерство.
Л.  А. Шитов, заслуженный художник РСФСР

Не так уж много занимался я у Михаила Владимировича Добросердова, но мне памятны его доброта и в то же время требовательность, то, как он все время ставил перед нами крупные задачи, звал к высокому, приводил в пример великих. Будучи еще сравнительно молодым педагогом, он от души увлекался нашими успехами, приветствовал их. Заражая нас азартом творчества, Добросердов призывал набираться знаний и впечатлений, вдохнул в нас интерес к земле, к людям труда, к России, всячески стремился ограждать нас от цинизма, неверия в реалистические идеалы. Чистый, тонкий человек с большой самоотверженностью и монолитной, как скала, любовью к искусству…
П. П. Оссовский, народный художник РСФСР

Исключительный художник и исключительный педагог — вот кем является скромнейший из скромных Михаил Владимирович Добросердов. Тихо и спокойно говорил он нам о сложности и одухотворенности искусства, о том, что ему надо посвятить всю жизнь, и доказал это своей судьбой, своим творчеством. В живописи он — изощренный мастер и подлинный философ, в нем все органично: взгляды, убеждения, жизнь, быт, наконец, живопись — скромная, на первый взгляд, простая, отличающаяся глубиной и психологизмом. Трудно оценить и перечислить все, что сделал он для своих учеников, и они платят ему преданностью и любовью. Почти все время Михаил Владимирович был в активе московской художественной организации, сотрудничал с Дейнекой и Иогансоном, Пластовым и С. Герасимовым, лет пятнадцать избирался членом художественного совета, и всегда оставался честным, принципиальным, требовательным, прежде всего, к себе. Буквально все его работы принимались советом с одобрением и похвалой. Пристального внимания заслуживают в Добросердове развитие и приумножение реалистических традиций, увлеченность образной стороной произведения, умение воодушевить этим своих питомцев, приобщить их к постижению высокой роли искусства в жизни общества. Творчество Добросердова — убедительное доказательство правильности его художественных и гражданских позиций, выражение внутреннего мира человека кристально чистой души.
В. М. Сидоров,народный художник РСФСР

Всю свою жизнь, все свои мысли и знания отдает Михаил Владимирович Добросердов искусству, делу воспитания талантливой молодежи. Скромнейший из скромных, добрейший из добрых, он всегда готов откликнуться на зов и оказать помощь или мудростью многолетнего педагогического опыта, или мастерством владения кистью как начинающему постигать глубины творчества студенту, так и своему коллеге по педагогической работе или искусству. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью, тонким лиризмом, мастерством исполнения. Любая картина Добросердова отражает высокое сознание гражданского долга, страстную любовь к Родине и народу. В своих холстах военного времени Михаил Владимирович раскрывает тему суровых испытаний народных, поднимая ее до высот философского звучания. Его портреты настолько убедительны, что невольно поражаешься умению художника проникать в глубины души человеческой. А натюрморты его — это песня, песня восторга светом и цветом… Сотни молодых художников воспитаны Михаилом Владимировичем. Многие из них стали ведущими мастерами, гордостью советского изобразительного искусства. И все они ощущают его отеческую заботу, радуются опыту и мудрости своего наставника, его отточенному мастерству, тому, что он всегда и везде с ними.
Д. А. Воронцов, заслуженный художник России

Около четверти века плодотворно трудится Михаил Владимирович Добросердов в Училище памяти 1905 года. Подкупает его стремление донести до каждого ученика сокровенное, глубокое понимание живописи, и это остается потом на всю жизнь. Как коммунист, патриот, мастер живописи он внес немалую лепту в дело художественного образования в нашей стране — ведь сколько поколений мастеров воспитано им и в художественной школе, и в студии инвалидов войны, и в училище! Как художник он отличается замечательной способностью передавать душевное состояние своих героев, создавать образные, трогательные натюрморты. Высокими качествами отличаются его пейзажи, портреты, но особенно волнует его тема матери — тема большой драматичности и чистоты. Когда мы организовывали в шестидесятом году выставку работ педагогов училища, Добросердов предложил два портрета девочек военного времени: девочки-работницы авиационного завода и маленькой колхозницы с серпом на плече. Это были две жемчужины нашей выставки — недаром потом они с большим успехом экспонировались в Манеже. Весь коллектив училища гордится тем, что именно с ним связана многолетняя деятельность такого замечательного педагога и художника.
В. И. Илюхин, художник,
директор Художественного училища памяти 1905 года