Признаюсь, я не был знаком с моим двоюродным дядей Ароном Иосифовичем. В 1941 г, когда он добровольцем ушел в ополчение, мне было 4 года, а уже в 1943 г он погиб в бою. С его творчеством впервые познакомился на юбилейной выставке, посвященной 70-летию со дня рождения художника. О “солидном “ уровне организации выставки можно судить хотя бы потому, что открывал ее руководитель Московского союза художников известный живописец Д.Шмаринов, искусствовед О.Бескин рассказал о творческом пути Арона Ржезникова.
В ту пору еще были живы художники, знавшие его по Вхутемасу и последующим годам работы. Многие из них, в том числе кто-то (не припомню, кто именно) из знаменитых Кукрыниксов, выступали с воспоминаниями о нем. Все выступавшие говорили об Ароне Иосифовиче как об очень яркой личности, общительном и приветливом человеке.
Запомнился такой эпизод, вызвавший всеобщее оживление и даже аплодисменты. Кто-то из выступавших, говоря о его популярности во Вхутемасе, заметил, что все знали художника по имени. Достаточно было назвать Арон и собеседники понимали, о ком идет речь. На это последовала реплика из зала: “Рафаэля тоже не называли по фамилии Санти, просто Рафаэль”. Тут-то и последовала реакция зала. А вот, что писали об А.И.Ржезникове в своей книге “Втроем“ Кукрыниксы. “Другом моим был и Арон Ржезников. Мы с ним иногда расходились во взглядах на живопись, но это не портило наших человеческих отношений. Ржезников был прирожденным вожаком и за ним во Вхутемасе всегда тянулся хвост почитателей и подражателей” (П.Крылов). А Н.Соколов вспоминал, что …”Своего рода отдыхом и развлечением у студентов Вхутемаса были различные розыгрыши. Вдохновителями и исполнителями этих розыгрышей бывали почти всегда одни и те же студенты: А.Ржезников, А.Каневский и М.Куприянов.”
Неудивительно, что во второй половине 30-х А.Ржезников становится душой объединения молодых художников “Группа пяти“, куда вошли также Л.Зевин, Л.Аронов, М.Добросердов и А.Пейсахович. В 1940 г состоялась выставка Группы, ставшая последней прижизненной для А.Ржезникова и Л.Зевина. Они, как и Л.Аронов, ушли в 1941 г в ополчение. В живых остался только Л.Аронов.
В начале 2016 г по инициативе правнука Л.Аронова А.Аневского была организована своеобразная ретроспектива той выставки, где были выставлены 4 картины А.Ржезникова конца 20-х годов из частной коллекции. Большая часть работ Арона Иосифовича находится в Третьяковке и периодически какая-либо из картин появлялась на выставках “Советской живописи.“
14 Января сего года закрылась выставка “Некто 1917“ (залы Третьяковской галереи в Доме художника на Крымском валу) с пророческим вопросом Велимира Хлебникова “Не следует ли ждать в 1917 году падения государства?“ На ней были представлены картины известных российских мастеров, написанные в 1917-18 гг. Там, наряду с Серовым, Репиным, Коровиным, Нестеровым были и работы Кандинского и Малевича. На выставке экспонировался автопортрет юного А.Ржезникова рядом с автопортретом его учителя Р.Фалька.
В буклете упомянутой выставки 1968 г есть графический портрет Аллы Бружес. Бружес – девичья фамилия Аллы Александровны Андреевой, жены Даниила Андреева, автора знаменитой “Розы Мира“ , сына писателя Леонида Андреева. Эта работа не случайна. А.Андреева в юности увлекалась живописью, мечтала стать художником. Вхутемас в 30-е годы был уже закрыт и она стала брать уроки живописи у А.Ржезникова. Судя по ее воспоминаниям, А.Ржезников был для нее не только учителем живописи, но и учителем с большой буквы: он поразил девушку глубоким знанием классической философии.
Приходится, к сожалению, предполагать, что какая-то часть работ А.И.Ржезникова не известна любителям живописи и, возможно, утеряна. Прямых наследников у художника не было. По рукописным воспоминаниям моего родного дяди (В.С.Ржезникова) Арона и его натурщицу Валю связывали глубокие любовные отношения, но семью они так и не создали. Сохранились, по крайней мере, два портрета этой красивой девушки. Один работы 1938 г, другой – 1940 г.
Мне кажется важным , что В.С.Ржезникову удалось выяснить, где погиб А.И.Ржезников. Он погиб в боях под Одессой.
Владимир Маркович Ржезников, 2017