Single.php

Ечеистов Георгий Александрович

Георгий Ечеистов родился в Москве. Его отец происходил из старинного купеческого рода, ведущего начало от именитого гражданина Великого Новгорода Ячеиста, сосланного в Вязьму в 1478 году Иваном III после подавления восстания Новгородской республики. Обширный купеческий род Ечеистовых на протяжении XVIII – XIX столетий славился не только успешным ведением мануфактурных и пряничных дел, но и активной общественной и благотворительной деятельностью. После разорения семьи вследствие страшного пожара в Вязьме в 1879 году отец Георгия переехал в Москву и занялся торговлей дамского платья.

Г.А. Ечеистов учился в Строгановском художественно-промышленном училище на отделении резьбы по дереву (1912-1917), в Первых ГСХМ (1918-1920), во ВХУТЕМАСе – в 1919-1920 гг. в “мастерской без руководителя”, организованной А.И. Наумовым и Н.П. Прусаковым, у Б. Григорьева. В этот период его увлекали «левые» течения в искусстве и литературе. Он писал стихи, был членом Союза поэтов, общался с Есениным, Маяковским, Аксеновым и другими. Его стихи включены в сборник Союза поэтов (СОПО) 1921 года в разделе футуристов (под псевдонимом Белонин). Одновременно Ечеистов создавал беспредметные композиции, оформлял сборники стихов (Маяковского, Нины Хабиас, Ивана Грузинова).

В 1919 г. Ечеистов и Георгий Щетинин (1894-1921) создали МАСТАРЧУВ – «Артель чувствующих и мастерская чувств», маленькое творческое объединение. Члены МАСТАРЧУВ ставили целью «развитие чувственного восприятия мира» средствами «культурно-эстетического  и интеллектуального развития» – «как у самих артельщиков, так и всех, соприкасающихся с ними». В 1920 г. в «действительные члены» артели были приняты художник Георгий Якулов и поэт Иван Аксенов (в юности шафер на свадьбе Н. Гумилева и А. Ахматовой, впоследствии сподвижника В.Мейерхольда). Под грифом МАСТАРЧУВ был выпущен ряд сборников стихов (Мариенгофа, Аксенова, Вяч. Ковалевского и др.), оформленных Ечеистовым (объединение прекратило существование после гибели Щетинина в 1921 г.).

В 1919 г. Ечеистов стал одним из организаторов ОБМОХУ (Общество молодых художников).

С приходом во ВХУТЕМАС В.А. Фаворского (графическое отделение) Ечеистов стал его наиболее последовательным учеником, сохранив при этом творческую индивидуальность.

Ечеистов известен как мастер книжной графики. В период сер. 1920-х – сер. 1930-х гг. им создан ряд детских книг, многие из которых неоднократно переиздавались. Наибольшую известность получили работы в технике ксилографии, выполненные по заказам издательства «Academia» в середине 1930-х гг – нач. 1940-х гг.: портреты художников для серии “Мастера искусств об искусстве” (Гогена, Делакруа, Жерико и др.), оформление изданий  ”Атта  Тролль” и “Германия” Гейне, трагедий Эсхила, “Дон Жуан” Байрона и др.

Ечеистов много работал в технике акварели, которые отличаются индивидуальным, лирическим подходом к объекту творчества, будь то член семьи, рабочий-стахановец, виноградники Крыма или промышленный пейзаж. Большие серии акварелей выполнены им в рамках организованных МОСХом творческих командировок на нефтепромыслы Баку (1931), в Майнефть (переименован в Нефтегорск, Краснодарский край) (1935-36), Луганск (1935), винзавод в Массандре в Крыму (1837), Калмыкию (1940) и др.

В годы войны им были созданы крупные графические серии во время поездок в партизанские соединения в Брянских лесах и в освобожденный Донбасс.

Ечеистов принимал участие в оформлении советских павильонов Всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), павильонов ВСХВ (1939).

Участвовал в оформлении театральных постановок (опера Ф. Обера “Бронзовый конь” в Радиотеатре и пьеса И.Штока “Нырятин” в театре Завадского, 1931).

Вместе с художников Н. Ходатаевым создал мультфильм “Органчик” по Салтыкову-Щедрину (1934).

Работал в области прикладной графики, выполнял издательские знаки и экслибрисы, плакаты.

Награжден дипломом 1-й степени на 1-й Международной выставке гравюры на дереве в Варшаве (1933), дипломом и бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже (1937).

В 1930-е преподавал в Институте повышения квалификации.

На протяжении долгих лет Ечеистов вел дневники. Из записей 1930-х – 1940-х гг. следует, что он не смог реализовать заложенный  в нем творческий потенциал, – в силу общественно-политических обстоятельств того периода, бесконечных бюрократических процедур, давления МОСХа, проблем с нехваткой средств на содержание семьи, а также слабого здоровья, приведшего к ранней смерти художника.

Произведения Г. Ечеистова находятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГТГ, Каракалпакского государственного музея искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе, Чувашского и Ярославского государственных художественных музеев и др., фондах  Центра Гетти (США),  в частных собраниях.

(все материалы о художнике – от М.А. Ечеистовой)

Comments are closed.