За фасадом эпохи
17 ноября 2021 - 30 января 2022
Галеев-галерея, Москва
Выставка «За фасадом эпохи» посвящена московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е -1930-е годы. Это Лидия Агалакова, Меер Аксельрод, Лев Аронов, Мария Владимирова, Михаил Вогман, Кира Габрилович-Мосякова, Александр Глускин, Борис Голополосов, Товий Гусятинский, Георгий Ечеистов, Лидия Жолткевич, Мария Ильф-Тарасенко, Лев Зевин, Александр Китаев, Татьяна Козулина, Ева Левина-Розенгольц, Сергей Маркин, Соломон Никритин, Георгий Павильонов, Серафим Павловский, Борис Петров, Николай Прокошев, Михаил Ранков, Елена Родова, Сергей Романович, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Антонина Софронова, Баки Урманче, Раиса Флоренская, Лидия Хромова, Константин Чеботарев, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес. Далеко не все они – коренные москвичи, но именно Москва объединила этих очень разных художников. Их судьбы, истории сохранения и обретения наследий тесно переплетаются между собой.
В зависимости от времени начала творческой деятельности можно выделить «старших» и «младших» художников. «Старшие» успели поучаствовать в объединениях и выставках, но уже с конца 20-х годов их стали подвергать жесткой критике за «живопись, глубоко субъективно и индивидуалистически преломляющую внешний мир», за «реакционно-упадническую работу», за «крайний индивидуализм», от которого «несёт мистическим бредом», за формализм и «придумывание».
Результатом для некоторых стало исключение из МОССХа, перевод в кандидаты, или просто отказ в приеме в Союз художников и, как следствие, невозможность участвовать в профессиональной художественной жизни: получать заказы и контрактации. «Младшие» художники начали активно работать в начале 30-х годов. Из-за схлопывания пространства свободы, из-за банальной невозможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях, они были вынуждены заниматься станковой живописью «в стол». На жизнь художники зарабатывали монументальной живописью, оформлением зданий и улиц, преподаванием, иллюстрацией книг и журналов, созданием декораций к спектаклям, росписью тканей, работой над детской игрушкой, ретушью.
Сегодняшнему зрителю, привыкшему к многоплановости и разнообразию визуального языка, достаточно просто определить несоветскость античных и религиозных сюжетов и выразительный живописный язык Антона Чиркова и Ивана Свешникова, узнать влияние или цитирование Ван Гога, экспрессионизм Бориса Голополосова, Александра Глускина, Романа Семашкевича, Антона Чиркова, удивиться отсылкам к «новой вещественности» у Марии Ильф-Тарасенко, провести параллели между академизмом Сергея Эйгеса и Михаила Ранкова и живописью итальянского и голландского Ренессанса, но гораздо сложнее понять в чем именно «художественный формализм» и «мелкобуржуазность» Льва Аронова, Льва Зевина, Евы Левиной-Розенгольц, Сергея Маркина, Николая Прокошева и других художников. Взгляд внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения, – делало такое искусство малопригодным для «изофронта».
На выставке тема женского творчества не выделена специально, но интересующийся зритель обратит внимание на не получивших профессионального образования Марию Владимирову, Марию Ильф-Тарасенко и Лидию Хромову, не участвовавших в официальной художественной жизни в 1930-40-е годы Лидию Агалакову, Татьяну Козулину, Еву Левину-Розенгольц, Надежду Свешникову, которые занимались творчеством, стремясь к высокому уровню пластического и образного решения.
Выставка – дань памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001) – историка искусства, исследователя, внесшей неоценимый вклад в изучение отечественного изобразительного искусства 1920-х – 1930х- годов, возвращение целого поколения художников из забвения.
Выставка организована группой наследников московских художников «Плеяда» в сотрудничестве с Галеев-Галереей и Государственным Музеем Архитектуры им. Щусева. Мы выражаем признательность всем наследникам и частным коллекционерам, предоставившим живописные и графические работы художников, многие из которых будут показаны впервые или после тридцатилетнего перерыва – эпохальной выставки «Московские художники. 20 – 30-е годы», впервые представившей современному зрителю широкую панораму художественной жизни в Москве в послереволюционные десятилетия.
Проект был инициирован 1-ой Кураторской школой, организованной Еврейским музеем и Центром толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда.
https://ggallery.ru/exhibitions/1309/
Михаил Демидов. Художник. Время. Люди
16 октября 2021 - 16 января 2022
ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В. М. И А. М. ВАСНЕЦОВЫХ
Выставка знакомит с творчеством одного из ведущих вятских художников – М.А. Демидовым, мастером портрета, а также представляет его как педагога через работы учеников. Экспозиция включает живописные и графические произведения мастера и его учеников и строится по тематико-хронологическому принципу.
Среди ведущих мастеров вятского изобразительного искусства – Михаил Афанасьевич Демидов – живописец и педагог (1885-1929), наиболее значимым жанром творчества которого является портрет. В 1920-е годы он создал целую галерею портретов известных людей города. С 1919 по 1929 гг. он преподавал в Вятском художественно-промышленном техникуме, воспитав целую плеяду молодых художников. В экспозицию наряду с произведениями учителя войдут работы учеников: Агалаковой Л.Н., Думаревской К.Н., Зубаревой С., Нелюбина В.А., Поскребышевой Н.Г., Прокошевых В.И. и Н.И., Пикова М.И., Пейсаховича А.И., Пустовалова Т.Е., Соломина А.А., Широкова А.П., Шпак Ф.А.
Среди экспонируемых работ М.А. Демидова, выполненных в разных жанрах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, сюжетной композиции, – живописные и графические произведения разных лет творчества – от ранних учебных рисунков до зрелых живописных полотен. На выставке представлено более 80 произведений мастера. Главное место в творчестве художника занимает портрет.
В портретной галерее образов, созданных художником, значительная роль отводится местной интеллигенции – актерам, музыкантам, архитекторам – людям творческих профессий, близкие художнику по духу. Все демидовские портреты разные по манере исполнения, но их объединяет одно – присутствие авторской взволнованности образом. Художнику надо обладать особым даром, чтобы выразить не только характерность модели, но и передать свое эмоциональное восприятие, выразить дух времени. Это одна из существенных причин долгой жизни произведений Демидова. В галерее портретных изображений живописца выделяются работы, написанные с учеников. Среди них есть такие, которые могут служить украшением любой музейной экспозиции – это портреты К.Н. Думаревской и Л.Н. Агалаковой, выполненные в 1924 году. В них восхищает точное выражение состояния модели через глубокое психологическое постижение сути образа. Ко многим живописным портретам сохранились подготовительные графические работы. Экспонирование портретных рисунков приоткрывает «кухню» художника, творческий метод работы над картиной.
Демидов не менее талантливо работал и в остальных жанрах. Причем, он прекрасно владел не только техникой масляной живописи, у него есть замечательные пастели и акварели. В смешанной технике пастели, темперы и угля он создает в 1919 году два вятских зимних пейзажа («Жёлтый домик», «Березовый лес зимой»), в которых тональная приглушённость и выбранный вертикальный формат верно передают величественное спокойствие северных природных мотивов. В технике акварели художник создал два блестящих натюрморта («Хрусталь и серебро» и «Серебряный стаканчик»).
В экспозицию вошли также образцы агитплаката 1920-х годов. Ценность их обуславливается и малым количеством экземпляров, дошедших до наших дней, и тем, что они служат живой иллюстрацией перемен, происходивших тогда в жизни общества. Демидов сам переводил эскизы плакатов на литографский камень и печатал.
Всё, что сделал М.А. Демидов за сравнительно короткий жизненный путь, а прожил он всего 44 года, стало уже историей. Демидов был не просто свидетелем, но и прямым участником культурной жизни Вятки первой трети ХХ века. И сейчас имя его с благодарностью и полным правом называется в числе знаменитых художников-вятчан, творчество которых составило славу не только местному искусству, но и всему русскому.
Последняя крупная выставка произведений Демидова проходила в 1986 году.Современная экспозиция на новом историческом этапе актуализирует творчество вятского живописца М.А. Демидова. Для нескольких поколений зрителей это имя – ключевая фигура вятского искусства 1920-х годов – будет открытием.
ДЕМИДОВ Михаил Афанасьевич
26.10 (07.11).1885, Вятка – 27.03.1929, Вятка
Живописец, график, педагог. Портретист, писал пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции. Занимался прикладной и печатной графикой, монументально-оформительской работой. Из семьи вятского мещанина.
Учился: у художника Н. Н. Хохрякова в Вятке, Казанская художественная школа (1901 – 1907), Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1907 – 1913) у А.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.А. Серова.
Жил и работал в Москве (1913 – 1915), призван в армию (1916), затем постоянно в Вятке (с конца 1917).
Участник выставок с 1906. Член и экспонент объединений: Вятский художественный кружок (1909 – 1918), АХРР – АХР (1926 – 1929, член первого правления Вятского филиала). Участвовал в организации Вятского художественного музея (1910). Член Вятского подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.
Преподавал: рисование в начальных школах, частные уроки в Москве (с 1910); рисование в Вятском институте народного образования (1918 – 1920); руководил старшей группой в Народной студии художеств (1920); Вятские художественно-промышленные мастерские – Вятский художественно-промышленный техникум (с 1922) на живописном отделении, заведующий живописным отделением (1919 – 1929).
Совершил путешествие в Италию (1913), поездку на Кавказ.
Персональные выставки: 1939, 1972 – Киров, 1975 – Москва (ЦДЛ), 1986 – Киров.
Поставангард. Русская живопись и графика из собрания ЮниКредит Банка и частных собраний
08 ноября 2012 - 18 ноября 2012
Мультимедиа Арт музей, Москва
http://arteology.ru/postavantgardphotosbelfort/
http://arteology.ru/postavantgardopening/
Куратор Александр Балашов
http://arteology.ru/postavantgard/
Выставка в клубе КОР
Индивидуальная выставка-просмотр
9 сентября 1936 - 15 сентября 1936
Москва, в помещении Горкома
Индивидуальная выставка-просмотр, организованная Горкомом художников в помещении Горкома. В семье хранятся выступления и отзывы, которые были собраны для принятия художника в члены МОССХ.
Выставка-открытие зимнего сезона
1936
Москва, в клубе мастеров, Ветошный переулок
Выставка для Государственной Закупочной комиссии
1936
Москва, МОССХ
Пять картин маслом, три рисунка. Ничего не куплено.
(из книги О. Ройтенберг “Неужели кто-то вспомнил, что мы были…”, М., “Галарт”, 2008)
Дмитровская районная выставка
1934
г. Яхрома, Рабочий клуб
Молодежная выставка
1934
Работы были приняты жюри, но не повешены.
(из книги О. Ройтенберг “Неужели кто-то вспомнил, что мы были…”, М., “Галарт”, 2008)
Горком художников (для МОССХа)
1933
Москва, Волхонка
Волхонка, две недели. Экспонировались работы Автопортрет в ковбойке; Портрет Васи в шляпе; Автопортрет с тальянкой; Натюрморт с черепом; Деревенская кадриль, рисунки. В МОССХ не принят.
(из тетради Н. Прокошева, книга О. Ройтенберг “Неужели кто-то вспомнил, что мы были…”, М., “Галарт”, 2008)