Весенняя выставка произведений московских живописцев и скульпторов
Пятая выставка московских живописцев
Выставка картин московских художников
лето 1936
Ялта. Центральное выставочное бюро Московского областного Союза советских художников
Открыта летом 1936 г. в Ялте.
Участвовало 93 художника, экопонироваио 362 произведения (живопись, акварель, рисунок).
Издан каталог: Каталог выставки картин московских художников. (Вступительная статья А. Родионова). Ялта. (Центральное выставочное бюро Московского областного Союза советских художников). М., 1936.
Участники выставки: Анисимова Т. С., Антонов Ф. В., Аронов Л. И., Бебутова Е. М., Белянц Н. Я., Берингов М. М., Богородский Ф. С, Бом-Григоръева Н. С., Борисов Б. И., Бычков В. П., Бялыницкий-Бируля В. К, Вайсблат, Веселовский Л. Н., Вялов К. А., Горелов Г. Н., Грабарь И. Э., Григорьев А В., Григорьев Н. М., Григорьев Н. Н., Дейкин Б. Н., Досекин Н. В., Зернова Е. С., Камзолкин Е. И., Карев В. В., Кашкин, Кожевкикова 3. А., Козлов Н. Г., Колупаев Д. А., Комаров Б. А., Коннов Ф. Д., Кончаловский П. П., Корыгин К. Н., Котов Н. Г., Котов П. И., Крайнев В. В., Крымов Н. П., Кузнецов П. В., Куприн А. В., Лебедев-Шуйский А. А., Лентулов А. В., Литвинцев В. Н., Луппов С. М., Лучишкин С. А., Львов Е. А., Люшин В. И., Макатурин Г. П., Максимов К. И., Маторин М. В., Машкевич Е. О, Медведев Г. А Мельникова Е. К., Мешков В. В, Осипов П. Ф, Павлов И. Н., Перельман В. Н., Петров С. И., Петровичев П. И., Пичугин С. И, Покаржевский П. Д., Пшеничников В. С Радимов И. А., Радимов П А., Ражин Н. П., Родионов М. С., Рождественскии В. В., Рыбаков А. С., Рыбченков Б. Ф., Савицкий Г. К., Свиридов П. И., Северденко А. П„ Синицына О. И., Соколов И. А., Соколов С Ф., Соколов-Скаля П. П., Терпсихоров Н Б. Тихомиров А. Н., Федоров Г. В., Фейгин М. А., Хазова В. К., Хвостенко В. В Христенко Н. П., Чашников И. Д., Чекмазов И. И., Черкес Д. Я., Чернышев Н М., Шестопалов Н. И., Шорчев А. П., Штеренберг Д. П., Штраних В. Ф., Эйферт В, А., Яковлев Б. Н., Яновская О. Д., Яффе М. Е.
На выставке экспонировано свыше 300 картин, акварелей, рисунков, гравюр, офортов и т. п. работы 97 художников г. Москвы, членов Московского областного союза советских художников, крупнейшей художественной организации, созданной на базе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. о реорганизации всех художественных обществ в единый творческий союз.
На выставке участвуют своими произведениями и заслуженные деятели искусств, и крупнейшие мастера живописи, и молодые художники, еще только недавно начавшие выставлять свои самостоятельные живописные работы, так сказать, наша смена. Таким образом на выставке разносторонне участвует основной массив художников нашей Союзной столицы. Большинство участников представлено несколькими работами. Этим достигается возможность полнокровного показа живописных качеств и мастерства данного художника и, следовательно, возможность ознакомления с каждым из них в отдельности.
Тематическим стержнем выставки является культура отдыха, имеющая своей целью максимальное накопление здоровья, бодрости и сил для работы по возвращении к обыденной трудовой жизни. Наряду с воздухом и морем Крыма, нашей всесоюзной здравницы, выставка должна дать запас тех радостных и бодрых впечатлений и настроений, которые сообщают здоровому, закаленному южным солнцем и морем телу, такой же здоровый и бодрый дух и зовут к радостной, красивой и красочной жизни.
Это ведь вообще одна из основных задач искусства цвета и света. Она должна войти в наш быт и помочь наполнить его большой и светлой радостью. Наряду с растущим благоустройством нашей жизни искусство становится все более и более заметным фактором культуры. Если в недавнем прошлом произведения искусства можно было видеть только в местах их хранения, в наших музеях, то теперь картины нередко встречаются в наших клубах, домах отдыха, дворцах культуры и т. п. Несомненно, недалеко то время, когда произведения наших лучших художников найдут свое место и в просторных, светлых жилищах строителей социалистического общества. «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее» и если мы знаем, что искусство на всех ступенях развития человеческого общества от самой седой, полуисторической древности, до наших дней, всегда занимало место одного из факторов культуры и быта наряду со всеми современными ему достижениями техники, то какое же должно быть его место в грядущем коммунистическом обществе, когда одним из главных и основных особенностей быта должна быть полнокровная и светлая радость.
Роль искусства, как фактора, дающего бодрую волевую зарядку и организующего общественную и личную жизнь, особенно ярко сказывается в эпохи крупнейших социальных сдвигов. Эпоха великой французской революции конца XVIII века, выдвинув в живописи на первое место гражданский мотив, в работах одного из наиболее крупных мастеров того времени, художника-гражданина Давида и других современных ему мастеров, сделала искусство страстным участником борьбы человека за освобождение.
Еще более ярко представляется роль и значение искусства в эпоху нашей социалистической революции, когда, в первые еще годы, годы хозяйственной разрухи и технической слабости, оно вышло на улицы, на площади и стало в ряды борцов за овладение новой жизнью. Мы все помним, как радостно и с каким энтузиазмом художники первых лет Октября украшали дома, улицы, площади, наших городов, агит-поезда и др. пр. Все это были произведения однодневки. Работы, рассчитанные на короткое, на яркое бытие. Но они были и сделали свое дело. И закономерно, что основным массивом художников, впервые вынесших свое творчество из стен мастерских, — явилось крыло так наз. «левых» художников.
Затем, по мере того, как перестройка общественной жизни пошла с поверхности в глубину, встало на очереди дня новое и опять таки закономерное требование к искусству. Оно оказалось поставленным перед задачей не только внешне украшать жизнь, но и стараться отображать содержание нового, еще только нарождающегося быта. И искусство в лице Ассоциации Художников Революции (АХР) горячо откликнулось на этот социальный заказ. На смену исканию, ограниченному только областью так наз. «левой» формы, ценить и понимать которую было доступно только тем, кто хорошо освоил все изощрения западно-европейской живописной культуры, пришло другое, не менее смелое искание средствами живописи фактов, знаменующих новое революционное содержание нашего нового и революционного быта. В отношении же живописной формы — был выброшен лозунг — «доступность широкому пониманию». Закономерный лозунг, ибо задачей искусства являлась передача широким трудовым массам на общепонятном языке тех наблюдений, тех фактов, которые составляли звенья вновь творящейся жизни. — Конечно, как и всегда и везде при встрече двух течений оказалась неизбежной борьба между ними.
Выставка для курортов нашей всесоюзной здравницы, для Крыма, собрана уже после решения принципиальных споров в области искусства. Она объединяет около ста. художников различных живописных стилей и течений. Но на ней нет ни формалистических, ни натуралистических произведений. Объединяя произведения столь различных по своим живописным вкусам художников—как напр. Д. Штеренберг (б. ОСТ) и Шестопалов (б. АХР) — выставка достаточно убедительно говорит о том, что все споры в области искусства не прошли даром и путь намеченный нашей партией для дальнейшего развития нашего советского искусства, путь не только верный, но и уже в основном воспринятый подавляющим большинством наших советских художников, реалистически решающих избранные темы своих художественных произведений.
На выставке, преследующей задачу создать обстановку и атмосферу красивого и насыщенного радостью отдыха, совершенно правильно главное место должно быть отдано природе, пейзажу, цветам. Красота необъятных пространств нашей великой социалистической родины от далеких и холодных просторов Арктики до солнечных субтропиков Черноморья или прозрачных акварелей Крыма — все это нашло себе место в работах наших художников.
Природу далекого и сурово-прекрасного Севера дает в своих работах художник Берингов М. М., показывая нам причудливые красоты Карского моря и Новой Земли. И если от них веет холодом полярного полюса, то пейзажи академика живописи, маститого художника Бялыницкого-Бируля полны интимного лирического настроения. Художнику превосходно удалось передать своеобразную прелесть северной весны, робкие трепещущие всходы первой зелени, пугливо ожидающие внезапных заморозков. Или багряную осень, залитую золотом опадающих листьев.
В пейзажах другого большого мастера, художника В. Крайнева Карелия дана в насыщенном колорите северного лета, в котором так остро чувствуется полярная прохлада.
Быт нашего Заполярья с большой убедительностью выражен в небольших работах художника Н. М. Григорьева, который вместе с художником Бом-Григорьевой (ем. ее рисунки) превосходно освоил все своеобразие далекой северной природы и быта поморов.
Художники Белянин, Бычков, Богородский, Борисов, Григорьев Н. Н. и др. переносят нас в просторы великой водной артерии нашего Союза — матушки Волги с ее бескрайним солнечным простором, тихою водною гладью и белоснежными красавцами—плавучими домами отдыха.
Затем, в работах заслуж. деятеля искусств П. Кончаловского, художников Григорьева А., Петрова, Веселовского, Крымова, Соколова-Скаля, Коннова, Радимова, Макатурина, Соколова С., Колупаева, Козлова, Эйферта и др. мы видим среднюю полосу нашего Союза. В составе этой группы работ представлены не только пейзажи, но и цветы, натюрморты. Они придают экспозиции большое разнообразие красок, вносят ароматную струю и спорят с пейзажами в легкой прозрачной воздушности.
Особую группу работ занимает тема нашей Всесоюзной столицы — Москвы. Здесь в работе заслуженного деятеля искусств И. Грабаря, а также и заслуженного деятеля искусств И. Павлова (гравюры) даны уголки старой, уходящей полубарской Москвы, а художники Рыбченков, Лебедев-Шуйский, Антонов, Мельникова и др. дают в своих этюдах новую пролетарскую столицу в плане развернутого нового строительства.
Урал представлен в прекрасных пейзажах художников Пичугина С, Рождественского, Корыгина, Покаржевского и Ражина, а Средне-Азиатской, Закаспийской части нашего Союза отдано внимание художников Котова Н., Веселовского, Котова П., Рождественского и др. Вечно снежные вершины Памира, взятые приступом наших отважных альпинистов во главе с т.т. Горбуновым и Крыленко, с которыми вместе одолевал трудности туризма и художник Н. Котов, переданы с большой выразительностью в его пейзажах— «пик имени Ленина», и горные озера Памира. А представление о безводных песчаных степях Закаспия дает художник Веседовский в своей работе «Дорога между Сталинабадом и Самаркандом».
Кавказ с его курортами, горными ландшафтами и черноморским побережьем, красавицей «Сочи» и пр. представлен в работах художников Яковлева Б., Пичугина, Савицкого, Вялова, Лучишкина, Перельмана, Пшеничникова, Анисимовой, Чашникова, Свиридова и др. и наконец Крым, жемчужина нашего Союза, нашел свое место в многочисленных этюдах и картинах таких крупных художников-пейзажистов, как А. Куприн, избравший для своих работ далекую от моря северную часть Крыма, прекрасную в своей живописной сдержанной гамме. В пейзажах Куприна остро чувствуется особый колорит воспетого Пушкиным Бахчисарая.
Приморская часть Крыма представлена превосходными работами Лебедева-Шуйского, засл. деятеля искусств П. Кузнецова, Лентулова, Пичугина, Чернышева, Тихомирова и других, не менее талантливых пейзажистов.
Особую группу на выставке занимают тематические жанровые произведения художников Покаржевского, Грабаря, Шестопалова, Веселовского, Максимова и других. Они вносят ту струю современности, которая необходима для приближения искусства к нашим дням. Железные стражи наших границ выражены в работах худ. Покаржевского с предельной четкостью, а быт наших моряков представлен на композиционных холстах худ. Шестопалова.
Общий обзор выставки с достаточной убедительностью подтверждает то, что искусство является необходимым звеном в нашем культурном отдыхе, искусство цвета и света вносит в него много радостных ощущений.
А. Родионов
Выставка начинающих молодых художников г. Москвы
2 июля 1934 г.
Москва, Государственный Исторический музей
Открыта 2 июля 1934 г. в Москве, в залах Государственного Исторического музея.
Организована ДК ВЛКСМ.
Участвовало 390 художников, экспониропано 862 произведения (живопись, графика, скульптура, плакат).
Издан каталог: Выставка начинающих молодых художников г. Москвы. (Вступительная статья Полуянова). (Культпроп ЦК ВЛКСМ). М., «Всекохудожник», 1934.
Весь процесс подготовки к организации настоящей выставки шел под постоянным контролем общественности и центральной печати.
Это внимание об’ясняется тем, что выставка молодых художников является значительным событием на художественном фронте. О выставке в целом, об отдельных ее вещах можно спорить, но нельзя не согласиться с тем, что данная выставка является большим достижением на нашем изофронте; она сыграет огромную роль в дальнейшем воспитании и творчестве молодых художественных кадров.
Выставка задумана и организована ЦК ВЛКСМ. Почему именно комсомол взялся за организацию выставки? Это неслучайно. Ленинский комсомол играет важнейшую роль в культурной революции и в частности на фронте искусства, являясь здесь подлинным боевым помощником партии. В ноябре 1933 г. Центральный комитет комсомола принял развернутое решение «об участии комсомола в работе изо – организаций». В нем отмечалось, что при общих успехах советской живописи и скульптуры жизнь и работа ленинского комсомола совершенно недостаточно отображены в изобразительном искусстве. А ведь наша трудящаяся молодежь во главе с комсомолом стала одной из важнейших сил в социалистическом строительстве, она показывает героические примеры в борьбе за дело партии, за создание социалистического общества. В нашей стране партия большевиков создала новое, чудесное поколение молодых борцов за коммунизм,— жизнь, борьба, учеба, победы которого дают богатейший материал для творческой работы художника.
И мы хотим, чтобы наши художники энергично искали среди молодежи для своих полотен наиболее яркие, живые, увлекательные темы, так же, как наша молодежь с большевистской страстью ищет разгадки научных тайн. И с этой целью ЦК ВЛКСМ наметил в своем решении организовать «Всесоюзную художественную выставку, отражающую жизнь и борьбу ленинского комсомола и трудящейся молодежи за социализм».
В этой выставке могут, — и мы уверены, будут, — участвовать все художники нашей страны.
В порядке подготовки к этой грандиозной выставке организуются выставки молодых художников в Москве, Ленинграде, Харькове. За последние годы молодыми художниками но настоящему никто не занимался. Молодые кадры изоискусства были предоставлены сами себе, МОССХ до самого последнего времени дальше разговоров и деклараций о работе с молодежью не шел. Не оказывал достаточного внимания молодежи и Наркомпрос.
Данная выставка явилась большим событием для молотых живописцев, графиков, плакатистов, скульпторов, она вызвала большой творческий под’ем в рядах молодежи, открыла перспективы для творчества сотням людей.
И вся организация выставки, открытое жюрирование, метод откровенной критики в присутствии художника сыграли огромную воспитательную роль. Многие молодые художники Первые получили оценку своих работ, так как до сих пор наша изокритика молодежью почти не интересовалась.
Нашей задачей при организации выставки было: выявить и узнать, какова у нас молодежь на изофронте, какими путями идет она, как идеи социалистического реализма входят в творческое сознание молодых художников, каков уровень мастерства, какова техника, может ли молодежь решать задачи отображения нашей социалистической действительности.
И вот вое лучшее отобрано. Из многих тысяч осталось несколько сот живописных я графических работ. Какую же оценку можно дать открывающейся сегодня выставке? Оправданы ли наши надежды?
Мы имеем надежные кадры молодежи на изофронте. Отрадно, что молодежь, за небольшим исключением, не находится в плену формалистических тенденций. Молодые художники все больше и больше овладевают мастерством, правильно решают вопросы усвоения культурного наследства, критически перерабатывают его и решительно выходят на путь социалистического реализма.
Можно в пример привести Бубнова А. П. с его картиной «Белые в городе», Одинцова с его «Рапортом комсомольцев», Лукомского с серией портретов, Катину с ее радостными, бодрыми картинками о детях, Малькова и др.
Но все же надо со всей прямотой заявить, что большинство молодежи пишет еще плохо, мало работает над своими вещами, иногда слишком легко относится к ответственному званию молодого художника советской страны.
Учиться страстно, упорно, учиться у лучших мастеров технике, учиться у нашей жизни уменью отбирать темы, быть больше и глубже связанным с действительностью, с массами — вот что нужно пожелать молодым художникам.
Тематика молодых художников нас пока еще никак не может удовлетворить. Мы не против пейзажей, натюр-мортов, нет, мы против плохого их выполнения. Делайте их такими, чтобы у рабочей молодежи развивалось чувство понимания, ощущения красоты, лирики, бодрости. Но этого мало. Работа только над пейзажем и натюрмортом свидетельствует об отрыве молодых художников от нашей действительности. Замечательные темы нашей борьбы за новую жизнь ждут кисти молодого художника. Свое место бойца за социализм молодой художник, воспитанный советским ВУЗ’ом, обязан в первую очередь определить тем, что он будет отображать нашу героическую борьбу за бесклассовое общество, а не убегать от этой борьбы не спокойному любованию природой, яблоком или шляпой, быть в гуще этой борьбы, вместе со всей молодежью чувствовать радости побед, трудности борьбы. Нашей художественной молодежи надо быть поближе к жизни, которая создается в нашей стране, надо вплотную подойти к героическим людям, перестраивающим эту жизнь.
Тов. Косарев на московском собрании художников, и докладе о XVII партс’езде, сказал: «живопись должна творить действительно красивые произведения, которые волновали бы нас, заражали, вдохновляли на осуществление тех задач, которые поставлены перед нами XVII партс’ездом.
«Вот к такой совместной творческой работе вас призывает ленинский комсомол, и я уверен, что мы здесь найдем общий язык».
Организация выставки установила тесную связь комсомола и художественного молодняка. Комсомол, Наркомпрос и художественные организации должны закрепить результаты первой выставки конкретными делами: организацией студий, творческими командировками, .связью художественного молодняка с заводами, совхозами, колхозами, с их знатными людьми, и тем самым помочь советскому молодому художнику в создании полотен, вполне достойных нашей эпохи.
ПОЛУЯНОВ.