Первая выставка акварельной живописи московских художников
24 марта 1937
Москва, Выставочный зал "Всекохудожника", Кузнецкий Мост, 11
Открыта 24 марта 1937 г. в Москве, в выставочном зале «Всекохудожника» (Кузнецкий мост, 11).
Участвовало 115 художников, экспонировано 364 произведения.
Издан каталог: Первая выставка акварельной живописи московских художников. (Составитель Л. В., Розенталь. Вступительная статья). (Всесоюзный Комитет по делам искусств). М.—Л., «Искусство», 1937.
Пригласительный билет.
Участники выставки: Абрамова Е. С., Аксельрод М. М., Андреади А. П., Арженников А. Н., Аронов Л. И., Афанасьева Е. А., Башилов Я. А., Баюскин В. С., Берендгоф Б. С., Бибиков В. С., Богородский Ф. С., Боим С. С., Бом-Григорьева Н. С., Бруни Л. А„ Веретенников В. Н., Волков Н. Н., Волхонский А. Б., Георгнева Е. О., Герасимов С. В., Гладун А. А., Глускин А.М., Глущенко Н. П., Толованов Л. Ф., Гончаров А. Д., Горощенко Г. Т., Горшман М. X., Григорьев Н. Н., Григорьев Н. М., Громова А. Г., Гусятинский А. М., Дейнеко О. К., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дервиз В. Д., Додонов Е. А., Еремина-Шепф Т. А., Ермилова-Платова Е. Ф., Ечеистов Г. А., Жолткевич Л. А., Зоненштраль Е. М., Ивановсюий И. В., Ижевский С. Д., Истомин К. Н., Каневский А. М., Кардовский Д. Н., Кашкин В. И., Кизевальтер В. С., Клюн И. В., Константинов В. Н., Кончаловский М. П., Кравченко К. Н., Крылов П. Н., Кузьмичев П. И., Куприянов М. В., Лавров И. П., Лебедева Т. А., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Литвинцев В. Н., Лобанов С. И., Лопухин А. Е., Лучишкин С. А., Люшин В. И., Маркин С. И , Маторин М. В., Миньяр В. К., Могилевский А. П., Мухин Б. А., Нащокин Д. В., Немов А. Д., Нерадовский П. И., Оболенский С. Г., Осипов П. Ф., Петрова А., Пластов А. А., Плетнев Л. А., Рерберг Ф. И., Родионов М. С„ Ромодановская А. А., Рыбченков Б. Ф., Рябов П. Н., Самойловских А. И., Сварог В. С., Семыкин Н. И., Серегин М. В., Сигорский В. Н., Смирнов Б. В., Смирнов Ф. В., Соколов Н. А., Софронова А. Ф., Ставровский А. С., Страмковский Д. В., Суворов А. А., Суханов Б. Ф., Такопуло Т. В., Тулупов С. И., Тышлер А, Г, Удальцова Н. А., Ульянов Н. П., Урманче Б. И., Устинов Н. В., Фаворская В. В., Филиппович М. М., Филипповский Г. Г., Фонвизин А. В., Фурман Е. М., Чаневич Д. М., Чекмазов И. И., Чериецов В. С., Чернышев Н. М., Шемякин М. Ф., Шепелев А А., Шестопалов Н. И., Эйгес О. В., Эльконин В. Б,, Юнг В. Г.
В русской живописи акварель всегда играла роль очень большую. Уже во второй половине XVIII века над акварелью работали художники Скородумов, М. Иванов, художник-пейзажист Алексеев и другие.
Кульминационного развития в России акварель, в особенности акварельный портрет, получает в первой половине XIX века. В этот период художники братья Брюлловы, Александр Иванов, Петр Соколов, Федор Толстой, Федотов, Гау, Максим Воробьев и другие оставили нам замечательные образцы портретной и пейзажной акварели.
Наша выставка акварельной живописи совпадает по времени с выставкой произведений В. И. Сурикова. Простое перечисление акварельных работ Сурикова показало бы, какое громадное значение имела акварель в творчестве этого заменательного русского художника, как и большинства? мастеров изобразительного искусства, начиная от? эпохи Возрождения и кончая нашими днями. Поми?мо эскизов и этюдов к «Ермаку», «Меньшикову в ?Бсрсзове», «Казни стрельцов», «Боярыне Морозо?вой» и другим картинам на выставке произведений? Сурикова экспонировано множество других аква?рельных листов, в том числе «Девушка с гитарой»,?«Портрет дочери», «Анна Иоанновна на охоте»,? серии испанских и итальянских работ художника, ?русских пейзажей, альбомных рисунков, сатириче?ских рисунков и натюрмортов.
Первые выставки акварелистов в России относятся к концу прошлого века — периоду начала существования общества акварелистов в Петербурге. Немного раньше, в 80—90 годах XIX века, появляются интересные акварели Виктора Васнецова (эскизы к постановке «Снегурочки»), Елены Поленовой (иллюстрации к русским сказкам), Врубеля (ряд эскизов и самостоятельных акварельных работ). Некоторые из них интересны оригинальной техникой акварельного письма. Прекрасные образцы реалистической акварели оставили нам крупнейшие русские художники: Репин. Серов, Поленов и другие.
К этому же времени относится начало деятельности группы художников, работавших также и в области акварели, объединявшихся вокруг журнала «Мир искусств», в частности Бакста, Александра Бенуа, Сомова, Лансере, Билибина, Остроумовой-Лебедевой. Их творчество вдохновлялось сюжетами преимущественно «галантной» история XVII и XVIII веков: жизнь дворцов, аристократические интерьеры, область стилизованной истории — если природа, то пастораль, если улица, то «версалеобразная», дворянская часть Петербурга.
Их творчество, несмотря на уход от реалистических тем, сыграло большую роль в развитии акварельного искусства.
Об исключительной популярности акварельной живописи в Советском союзе рассказали нам выставки искусства Белоруссии, Азербайджана, Грузии и других советских республик. Подавляющее большинство советских художников работает над акварелью.
Недавно открывшаяся в залах Государственной Третьяковской галлереи выставка народного творчества свидетельствует о популярности акварели в искусстве народных художников. Средствами акварели широко пользуются и художники самодеятельного изобразительного искусства.
На выставке акварельной живописи московских художников представлены работы более ста мастеров. Тематический и жанровый диапазон выставки велик — от натюрмортов и пейзажей до портретов и жанровых композиций, с одной стороны, и от спокойной фиксации относительно неподвижного мгновения до сложного, почти фабульного построения — с другой.
Превалирует, впрочем, пейзаж — мимолетные живописные образы — виды Поволжья, Крыма, Кавказа, Урала, Севера. Природа и новый облик необъятной нашей страны вдохновляют советских художников.
Художники советской столицы принесли на выставку более полутора тысяч акварельных работ, из которых экспонируется около трети. Почти все представленные на выставке акварели относятся к работам последних лет (1934—1937 гг.). Большинство участников выставки — молодые художники, получившие живописное образование после революции.
Развитие у нас акварельной живописи свидетельствует о повороте советских художников в сторону еще более углубленной работы над материалом, ибо акварель скорее других видов изобразительного искусства позволяет художнику зафиксировать быстро меняющиеся, уходящие образы.
Выставка начинающих молодых художников г. Москвы
2 июля 1934 г.
Москва, Государственный Исторический музей
Открыта 2 июля 1934 г. в Москве, в залах Государственного Исторического музея.
Организована ДК ВЛКСМ.
Участвовало 390 художников, экспониропано 862 произведения (живопись, графика, скульптура, плакат).
Издан каталог: Выставка начинающих молодых художников г. Москвы. (Вступительная статья Полуянова). (Культпроп ЦК ВЛКСМ). М., «Всекохудожник», 1934.
Весь процесс подготовки к организации настоящей выставки шел под постоянным контролем общественности и центральной печати.
Это внимание об’ясняется тем, что выставка молодых художников является значительным событием на художественном фронте. О выставке в целом, об отдельных ее вещах можно спорить, но нельзя не согласиться с тем, что данная выставка является большим достижением на нашем изофронте; она сыграет огромную роль в дальнейшем воспитании и творчестве молодых художественных кадров.
Выставка задумана и организована ЦК ВЛКСМ. Почему именно комсомол взялся за организацию выставки? Это неслучайно. Ленинский комсомол играет важнейшую роль в культурной революции и в частности на фронте искусства, являясь здесь подлинным боевым помощником партии. В ноябре 1933 г. Центральный комитет комсомола принял развернутое решение «об участии комсомола в работе изо – организаций». В нем отмечалось, что при общих успехах советской живописи и скульптуры жизнь и работа ленинского комсомола совершенно недостаточно отображены в изобразительном искусстве. А ведь наша трудящаяся молодежь во главе с комсомолом стала одной из важнейших сил в социалистическом строительстве, она показывает героические примеры в борьбе за дело партии, за создание социалистического общества. В нашей стране партия большевиков создала новое, чудесное поколение молодых борцов за коммунизм,— жизнь, борьба, учеба, победы которого дают богатейший материал для творческой работы художника.
И мы хотим, чтобы наши художники энергично искали среди молодежи для своих полотен наиболее яркие, живые, увлекательные темы, так же, как наша молодежь с большевистской страстью ищет разгадки научных тайн. И с этой целью ЦК ВЛКСМ наметил в своем решении организовать «Всесоюзную художественную выставку, отражающую жизнь и борьбу ленинского комсомола и трудящейся молодежи за социализм».
В этой выставке могут, — и мы уверены, будут, — участвовать все художники нашей страны.
В порядке подготовки к этой грандиозной выставке организуются выставки молодых художников в Москве, Ленинграде, Харькове. За последние годы молодыми художниками но настоящему никто не занимался. Молодые кадры изоискусства были предоставлены сами себе, МОССХ до самого последнего времени дальше разговоров и деклараций о работе с молодежью не шел. Не оказывал достаточного внимания молодежи и Наркомпрос.
Данная выставка явилась большим событием для молотых живописцев, графиков, плакатистов, скульпторов, она вызвала большой творческий под’ем в рядах молодежи, открыла перспективы для творчества сотням людей.
И вся организация выставки, открытое жюрирование, метод откровенной критики в присутствии художника сыграли огромную воспитательную роль. Многие молодые художники Первые получили оценку своих работ, так как до сих пор наша изокритика молодежью почти не интересовалась.
Нашей задачей при организации выставки было: выявить и узнать, какова у нас молодежь на изофронте, какими путями идет она, как идеи социалистического реализма входят в творческое сознание молодых художников, каков уровень мастерства, какова техника, может ли молодежь решать задачи отображения нашей социалистической действительности.
И вот вое лучшее отобрано. Из многих тысяч осталось несколько сот живописных я графических работ. Какую же оценку можно дать открывающейся сегодня выставке? Оправданы ли наши надежды?
Мы имеем надежные кадры молодежи на изофронте. Отрадно, что молодежь, за небольшим исключением, не находится в плену формалистических тенденций. Молодые художники все больше и больше овладевают мастерством, правильно решают вопросы усвоения культурного наследства, критически перерабатывают его и решительно выходят на путь социалистического реализма.
Можно в пример привести Бубнова А. П. с его картиной «Белые в городе», Одинцова с его «Рапортом комсомольцев», Лукомского с серией портретов, Катину с ее радостными, бодрыми картинками о детях, Малькова и др.
Но все же надо со всей прямотой заявить, что большинство молодежи пишет еще плохо, мало работает над своими вещами, иногда слишком легко относится к ответственному званию молодого художника советской страны.
Учиться страстно, упорно, учиться у лучших мастеров технике, учиться у нашей жизни уменью отбирать темы, быть больше и глубже связанным с действительностью, с массами — вот что нужно пожелать молодым художникам.
Тематика молодых художников нас пока еще никак не может удовлетворить. Мы не против пейзажей, натюр-мортов, нет, мы против плохого их выполнения. Делайте их такими, чтобы у рабочей молодежи развивалось чувство понимания, ощущения красоты, лирики, бодрости. Но этого мало. Работа только над пейзажем и натюрмортом свидетельствует об отрыве молодых художников от нашей действительности. Замечательные темы нашей борьбы за новую жизнь ждут кисти молодого художника. Свое место бойца за социализм молодой художник, воспитанный советским ВУЗ’ом, обязан в первую очередь определить тем, что он будет отображать нашу героическую борьбу за бесклассовое общество, а не убегать от этой борьбы не спокойному любованию природой, яблоком или шляпой, быть в гуще этой борьбы, вместе со всей молодежью чувствовать радости побед, трудности борьбы. Нашей художественной молодежи надо быть поближе к жизни, которая создается в нашей стране, надо вплотную подойти к героическим людям, перестраивающим эту жизнь.
Тов. Косарев на московском собрании художников, и докладе о XVII партс’езде, сказал: «живопись должна творить действительно красивые произведения, которые волновали бы нас, заражали, вдохновляли на осуществление тех задач, которые поставлены перед нами XVII партс’ездом.
«Вот к такой совместной творческой работе вас призывает ленинский комсомол, и я уверен, что мы здесь найдем общий язык».
Организация выставки установила тесную связь комсомола и художественного молодняка. Комсомол, Наркомпрос и художественные организации должны закрепить результаты первой выставки конкретными делами: организацией студий, творческими командировками, .связью художественного молодняка с заводами, совхозами, колхозами, с их знатными людьми, и тем самым помочь советскому молодому художнику в создании полотен, вполне достойных нашей эпохи.
ПОЛУЯНОВ.