Точки зрения
9 июня - 2 октября 2022
Музей русского импрессионизма, Москва
Проект «Точки зрения» представляет оригинальную кураторскую идею сопоставления автопортретов и портретов художников конца ХIХ — начала ХХ века. Сложное и насыщенное время, множество противоборствующих стилистических группировок и объединений, крах старой идеологии и рождение новых идей привели к активным поискам портретной образности.
Выставка предлагает проследить, как изображает себя сам художник и каким он представляется современникам — живописцам, графикам, скульпторам.
Реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность, кубистический эксперимент сосуществуют в живописной культуре: художники пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения». Появляются в начале века и новые мотивы в портретах — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины в картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры…
В экспозицию вошли работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Зинаиды Серебряковой, Александра Родченко и других авторов.
Куратор: Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма.
Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве
За фасадом эпохи
17 ноября 2021 - 30 января 2022
Галеев-галерея, Москва
Выставка «За фасадом эпохи» посвящена московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е -1930-е годы. Это Лидия Агалакова, Меер Аксельрод, Лев Аронов, Мария Владимирова, Михаил Вогман, Кира Габрилович-Мосякова, Александр Глускин, Борис Голополосов, Товий Гусятинский, Георгий Ечеистов, Лидия Жолткевич, Мария Ильф-Тарасенко, Лев Зевин, Александр Китаев, Татьяна Козулина, Ева Левина-Розенгольц, Сергей Маркин, Соломон Никритин, Георгий Павильонов, Серафим Павловский, Борис Петров, Николай Прокошев, Михаил Ранков, Елена Родова, Сергей Романович, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Антонина Софронова, Баки Урманче, Раиса Флоренская, Лидия Хромова, Константин Чеботарев, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес. Далеко не все они – коренные москвичи, но именно Москва объединила этих очень разных художников. Их судьбы, истории сохранения и обретения наследий тесно переплетаются между собой.
В зависимости от времени начала творческой деятельности можно выделить «старших» и «младших» художников. «Старшие» успели поучаствовать в объединениях и выставках, но уже с конца 20-х годов их стали подвергать жесткой критике за «живопись, глубоко субъективно и индивидуалистически преломляющую внешний мир», за «реакционно-упадническую работу», за «крайний индивидуализм», от которого «несёт мистическим бредом», за формализм и «придумывание».
Результатом для некоторых стало исключение из МОССХа, перевод в кандидаты, или просто отказ в приеме в Союз художников и, как следствие, невозможность участвовать в профессиональной художественной жизни: получать заказы и контрактации. «Младшие» художники начали активно работать в начале 30-х годов. Из-за схлопывания пространства свободы, из-за банальной невозможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях, они были вынуждены заниматься станковой живописью «в стол». На жизнь художники зарабатывали монументальной живописью, оформлением зданий и улиц, преподаванием, иллюстрацией книг и журналов, созданием декораций к спектаклям, росписью тканей, работой над детской игрушкой, ретушью.
Сегодняшнему зрителю, привыкшему к многоплановости и разнообразию визуального языка, достаточно просто определить несоветскость античных и религиозных сюжетов и выразительный живописный язык Антона Чиркова и Ивана Свешникова, узнать влияние или цитирование Ван Гога, экспрессионизм Бориса Голополосова, Александра Глускина, Романа Семашкевича, Антона Чиркова, удивиться отсылкам к «новой вещественности» у Марии Ильф-Тарасенко, провести параллели между академизмом Сергея Эйгеса и Михаила Ранкова и живописью итальянского и голландского Ренессанса, но гораздо сложнее понять в чем именно «художественный формализм» и «мелкобуржуазность» Льва Аронова, Льва Зевина, Евы Левиной-Розенгольц, Сергея Маркина, Николая Прокошева и других художников. Взгляд внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения, – делало такое искусство малопригодным для «изофронта».
На выставке тема женского творчества не выделена специально, но интересующийся зритель обратит внимание на не получивших профессионального образования Марию Владимирову, Марию Ильф-Тарасенко и Лидию Хромову, не участвовавших в официальной художественной жизни в 1930-40-е годы Лидию Агалакову, Татьяну Козулину, Еву Левину-Розенгольц, Надежду Свешникову, которые занимались творчеством, стремясь к высокому уровню пластического и образного решения.
Выставка – дань памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001) – историка искусства, исследователя, внесшей неоценимый вклад в изучение отечественного изобразительного искусства 1920-х – 1930х- годов, возвращение целого поколения художников из забвения.
Выставка организована группой наследников московских художников «Плеяда» в сотрудничестве с Галеев-Галереей и Государственным Музеем Архитектуры им. Щусева. Мы выражаем признательность всем наследникам и частным коллекционерам, предоставившим живописные и графические работы художников, многие из которых будут показаны впервые или после тридцатилетнего перерыва – эпохальной выставки «Московские художники. 20 – 30-е годы», впервые представившей современному зрителю широкую панораму художественной жизни в Москве в послереволюционные десятилетия.
Проект был инициирован 1-ой Кураторской школой, организованной Еврейским музеем и Центром толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда.
https://ggallery.ru/exhibitions/1309/
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
“Группа Пяти: Утраты и открытия. Лев Аронов, Михаил Добросердов, Лев Зевин, Абрам Пейсахович, Арон Ржезников
15 января — 25 января 2016 г.
Галерея "Открытый клуб", г. Москва ул. Спиридоновка д. 9/2
“Группа Пяти: Утраты и открытия. Лев Аронов, Михаил Добросердов, Лев Зевин, Абрам Пейсахович, Арон Ржезников”
Александр Аневский – Статья к каталогу выставки
Небольшая выставка художников «Группы пяти» в самом начале 2016 года — это первое приближение, своеобразный эскиз большого художественного проекта, амбициозной идеи повторить знаменитую выставку последнего объединения в «эпохе художественных объединений» отечественного искусства довоенных лет — группы Л.И. Аронова, М.В. Добросердова, Л.Я. Зевина, А.И. Пейсаховича и А.И. Ржезникова, которая проходила в 1940 году. Выставка «Группы пяти» 1940 года стала значительным явлением культурной жизни Москвы, и сегодня в воспоминаниях, свидетельствах и искусствоведческих исследованиях до нас доходят сведения о ней,
освещая различные аспекты творчества этих замечательных художников. Нам хотелось бы подчеркнуть значимость личного пространства, интимную, искреннюю интонацию искусства этого объединения, которое так контрастировало с интонацией подавляющего большинства деятелей советской культуры конца 30-х годов. Впрочем, выставка «Группы пяти» сегодня призвана не столько продемонстрировать в полной мере творческое наследие пяти художников — у нас, к сожалению, нет такой возможности, – но в первую очередь поставить вопрос о судьбе культурного наследия в современном мире, о значении и актуальности этого наследия, о возможностях его выживания: инструментах собирания и сохранения наследия зачастую очень трагической и горькой судьбы. Художественное наследие Л.И. Аронова и М.В. Добросердова было бережно сохранено в их семьях; почти все работы А.И. Ржезникова оказались в музеях и практически не появлялись на выставках с 1968 года, их демонстрировали только коллекционеры, выставлявшие уцелевшую от музеефикации графику; наследие Л.Я. Зевина — его работы и архив — появилось буквально из ниоткуда в позднесоветские годы благодаря титаническому труду и увлеченности племянника художника, М.Б. Жислина. Сегодня, когда Михаил Борисович ушел из жизни, судьба наследия снова неизвестна. Несмотря на большие усилия и многолетние поиски, на- следие замечательного, действительно выдающегося художника А.И. Пейсаховича до сих пор остается для нас terra incognita, оно известно только по старым черно-белым каталогам. Мы надеемся, что наша выставка послужит еще одним способом, возможностью для хранителей его работ откликнуться, окажется своеобразным «посланием в бутылке» всем тем, кто небезразличен к живой, «неупорядоченной» истории культуры, и нам вместе удастся совершить все те открытия, о возможности которых рассказывает выставка.
Летом 2009 года в залах Московского союза художников на Китай-Городе открылась выставка Льва Ильича Аронова (1909–1973), приуроченная к его столетнему юбилею. Картины, которые с 1973 года не выставлялись и всё это время бережно хранились детьми художника, Вадимом Львовичем Ароновым и Валерией Львовной Ермоленко, и десятилетиями не покидали стен (шкафов и антресолей) нашей московской квартиры, в новом оформлении, многие после реставрации, встречали гостей экспозиции.
Одновременно с этим, по удивительному совпадению, в соседнем переулке, в галерее «на Чистых прудах», открылась выставка ближайшего друга Аронова и его соратника по «Группе пяти» Льва Яковлевича Зевина (она называлась «другие песни тридцатых»). Зевин и Аронов вместе преподавали в конце 1930-х в Художественном училище памяти 1905 года, вместе ушли добровольцами в московское ополчение в начале войны. Лев Ильич часто рассказывал о том, что обязан Зевину жизнью: в ополчении у Аронова началось катастрофическое обострение язвы желудка. Его друг Лев Зевин убедил командиров отправить больного в госпиталь. Оттуда Аронова перевезли в больницу в Москву. Лев Зевин погиб в 1942 году в рядах ополчения. В нашей семье хранились этюд Зевина, несколько его рисунков и память о том, чем мы обязаны этому замечательному человеку. На этой выставке состоялось знакомство с хранителем наследия Льва Яковлевича Зевина — Михаилом Борисовичем Жислиным. Мы очень быстро подружились и следующие несколько лет вместе работали с архивами Зевина.
Мы поставили себе цель однажды провести большую совместную выставку и подготовить издание. Появилась амбициозная идея воссоздать выставку «Группы пяти», прошедшую осенью 1940 года. В 2010 году мы начали активную совместную работу над этим новым проектом.
История художественного наследия выдающегося живописца Льва Яковлевича Зевина (1903–1942), ученика Шагала и Малевича в Витебске, аспиранта Фалька во ВХУТЕМАСе в Москве, весьма примечательна. Зевин был признанным мастером в 1920–1930-е годы. в 20-е он входил в несколько важных художественных объединений и был инициатором создания некоторых из них; в 30-е не изменил себе и, несмотря на политическую конъюнктуру, продолжал развивать свой собственный художественный язык. в 1941 году Лев Яковлевич ушел добровольцем на фронт и погиб под Вязьмой в 1942-м. В силу тяжелейших обстоятельств военного и послевоенного времени большинство работ этого замечательного художника были утрачены.
В 1970-е годы племянник художника — Михаил Борисович Жислин — начал интересоваться судьбой картин. Он нашел на чердаке мастерской художника несколько холстов. В разное время в этой мастерской (верхний этаж дома на Тверской улице) были обнаружены еще несколько работ, которыми с свое время укрепили пол в коммунальной квартире. Несколько акварелей оказались у соседей (соседка-старушка нашла на помойке стопку рисунков и забрала себе; умирая, она завещала их соседке по коммунальной квартире). Потом произошло открытие — холстами на подрамниках и картонами была укреплена шахта лифта в этом доме…
На свет появилась коллекция из 129 исчезнувших работ (изначально в семье хранилось только 18), в позднесоветское время их периодически выставляли музеи, они были очевидным открытием. Вся работа с наследием держалась на энтузиазме и личных связях Михаила Борисовича. Видимо, сегодня, когда М.Б. Жислина и многих других настоящих подвижников и энтузиастов-исследователей уже нет в живых, для наследия художников 1920–1930-х наступает новая эпоха: интерес к нему растет, но вместе с этим мы утрачиваем чувство сопричастности судьбам и идеям художников – многое осталось незаписанным, забытым, многие коллекции распадаются.
Сегодня мы не знаем точной даты образования «Группы пяти» — творческого неформального объединения живописцев, возникшего в конце 1930-х годов. Мы можем только предполагать мотивы появления этой группы, ее лидеров и тот резонанс, который вызвала выставка объединения в Москве в 1940 г. Она определенно была значительным явлением в художественной жизни того времени, об этом свидетельствуют большие статьи известных искусствоведов — Николая Щекотова в «творчестве» и Осипа Бескина в «искусстве» за 1940 г. и несколько заметок об открытии выставки в прессе. В архиве Л. Зевина частично сохранился большой текст статьи А. Гиневского (видимо, неопубликованной) с подробным анализом работ пяти художников на выставке. В этом же архиве сохранилась единственная фотография экспозиции выставки, по ней нам удалось идентифицировать и датировать некоторые работы Л. Зевина. Поиски статей в библиотеках, находки в архивах, датировка работ — всё это приносило нам большую радость и вдохновение. Одним из исследователей был студент-искусствовед М.М. Тренихин, недавно защитивший кандидатскую диссертацию по анализу творчества художников «Группы пяти».
«Группа пяти» — единственный пример творческого объединения в Москве после создания МОССХа в 1932 году. «Групповые выставки в МОССХ были задуманы, чтобы дать возможность проявиться с полной свободой существующим в нем творческим течениям, но пока что мы знаем одну только групповую выставку, которая на самом деле имела известное принципиальное обоснование, позволяющее характеризовать работы ее участников как выражение определенного течения. Это скромные художники. Мы говорим “скромные”, имея в виду не личную жизнь, а их взгляды на свое искусство. То, что среди выставленных ими работ почти нет таких, которые были бы написаны на какой-нибудь значительный сюжет, — это не случайность и не принципиальное уклонение от выполнения одной из важнейших задач советского искусства, но проявление честного их отношения к своему делу. Это покажется, может быть, странным, но это так».
Характер статей о выставке — безусловно положительный, как бы дающий значительный кредит доверия пяти художникам и их совершенно лишенному идеологической окраски искусству.
«На той ступени своего творческого развития, на которой они в настоящее время находятся, они еще не чувствуют себя достаточно вооруженными для создания картины большого общественного значения. Они считают, что высокой и глубокой мысли художника обязательно должны соответствовать и совершенные средства выражения. Единство идейного содержания и формы выражения этого содержания — основной для них закон подлинного художественного творчества. Какое бы то ни было нарушение этого закона есть преступление в их глазах, так как этим открывается возможность для подмены подлинного искусства псевдоискусством.
Процессу созревания художественного образа в душевном роднике они придают исключительное значение. В силу этого они рассчитывают на зрителя, который познает художественное произведение не столько извне глазом, сколько изнутри — сердцем. Эмоциональное начало выдвигается в их работах на первый план, и, поскольку колорит является, как известно, особенно сильным выразителем эмоций, он служит главным средством в их руках для создания художественного образа» (Щекотов н. «Группа пяти» // творчество. 1940 г. No 12. ).
Что касается статьи Осипа Бескина и неоднозначной сегодняшней репутации этого критика как автора знаменитой книги «Формализм в живописи» 1933 года, нам остается только гадать, что действительно имел в виду О.М. Бескин такой очевидной поддержкой относительно левого, неидеологизированного искусства. Стоит отметить, что Бескин – автор статьи к каталогу персональной выставки 1968 года погибшего на фронте Арона Ржезникова. Может быть, одиозные, очевидно черные или белые персонажи истории при ближайшем рассмотрении оказываются сложнее и многограннее, чем мы привыкли считать?
Возможно, в творчестве «Группы пяти» союз художников видел искусство, которое могло быть принято на западе и представлять там общечеловеческие ценности и идеи советского союза? Может быть, проведением выставки объявлялась определенная «оттепель» советской идеологии в искусстве? Важно только отметить эти вопросы как значительные для определения тенденций в художественной жизни 1930-х; как локальное явление выставка «Группы пяти» свидетельствует о неоднородности процессов в отечественном искусстве того времени.
Анализируя сегодня творчество пяти художников группы, можно говорить о влиянии традиций современного им французского искусства и отдельного огромного влияния сезанна на московских художников конца 1930-х годов. Основанием тому служат публикации Арона Ржезникова о Сезанне, знаменитые дискуссии Ржезникова «о живописности». Могут быть и другие подходы к пониманию этого искусства, вписыванию художников в общий контекст 1920–1930-х: например, как взаимодействие с культурой авангарда, пересмотр ее правил и законов, полемика с ее манифестами, но в то же время безусловное принятие модернистской традиции, которая распространяется после авангарда в культуре и в частности в изобразительном искусстве. возможен подход к искусству группы с точки зрения развития идей реалистической традиции, обретающей свои особенности в 1930-е годы — определенную узнаваемую сумрачность, сдержанность, ориентиры на искусство старых мастеров (некоторые лучшие работы Льва Аронова 1930-х годов непосредственно обращаются к личности Рембрандта). Возможны и многие другие искусствоведческие подходы к анализу и пониманию искусства «Группы пяти», наша сегодняшняя задача заключается в инициации дискуссии, разговора о месте и значении искусства русского поставангарда в современном мире, о его выживании и актуализации его наследия.
В работе над воссозданием выставки «Группы пяти» важным и радостным открытием для нас стало знакомство с дочерью художника Михаила Владимировича Добросердова Татьяной Михайловной, которая бережно сохранила в легендарном доме художников на Верхней Масловке наследие своего отца и периодически выставляла его работы. Татьяна Михайловна Добросердова — художник и преподаватель. Династию художников и педагогов продолжает ее сын — Дмитрий Александрович Добросердов.
Арон Иосифович Ржезников — самый старший и, скорее всего, авторитетный художник в группе. На момент выставки 1940 года он был автором исследовательских статей об импрессионизме, Сезанне и старых мастерах, в которых «стремился доказать необходимость синтеза импрессионистической непосредственности восприятия природы, сезанновской композиционной конструктивности и тонально-световой обобщенности и предметности старых мастеров». Его характер, воля, смелость, искренняя любовь и интерес к искусству сформировали вокруг него объединение друзей, последователей и учеников (И.М. Рубанов, М.Т. Хазанов, В.Н. Руцай и др.). В сложные 30-е годы его стремление отстоять достижения новой французской живописи вызывало жаркие дискуссии, о которых впоследствии вспоминали многие художники.
Арон Иосифович погиб на фронте в 1943 году, его наследие сохранила семья художника В.Н. Руцая. В 1968 году прошла персональная выставка Ржезникова, после чего почти все работы были переданы в музеи и с тех пор практически не выставлялись. Огромной удачей для нас оказалась помощь знаменитого коллекционера Юрия Михайловича Носова, предоставившего рисунки А.И. Ржезникова из своей коллекции.
Несмотря на почти полную музеефикацию наследия А.И. Ржезникова, у нас сегодня нет инструмента выявления его работ в музеях и галереях, нет возможности консолидировать усилия всех заинтересованных сторон — музеев, коллекционеров, семьи художника, исследователей — в работе с наследием Арона Иосифовича, такая задача даже не ставится. Стоит отметить, что отсутствие возможности собрать наследие хотя бы в виртуальном виде наносит большой вред малоизвестным и малоизученным художникам, навсегда вытесняя их идеи и достижения из культурного контекста, в котором развивается современная Россия.
Поиски наследия Абрама Израилевича Пейсаховича (1905–1983) до сих пор не привели к какому-либо результату. Мы уже привыкли к чудесным совпадениям, неожиданным встречам и постоянному везению, поэтому сам факт, что от достаточно известного художника, преподавателя, у которого была семья и дети, остались только один крошечный этюд, подаренный когда-то автором Л.И. Аронову, и несколько работ в запасниках ГТГ и вятского художественного музея, не дает нам возможности остановить поиски, несмотря на то что это типичная печальная судьба наследия многих отечественных художников XX века. Мы продолжаем надеяться, что его работы когда-нибудь все-таки найдутся.
Конечно, вокруг поисков и исследования художественного наследия и архивов «Группы пяти» появились и появляются очень интересные работы художников, связанных с ее участниками только дружескими отношениями, взаимной симпатией, переплетением судеб, родственными связями и т.п. в одной семье хранились работы Льва Ильича Аронова, Николая Ивановича Прокошева и Лидии Николаевны Агалаковой, этюды Николая Михайловича Ромадина и Семена Афанасьевича Чуйкова, Павла Владимировича Иванова и Аркадия Осиповича Гиневского, чья частично утерянная рукопись статьи о выставке «Группы пяти» стала основой исследования Ольги Осиповны Ройтенберг о Л. Зевине в ее основополагающем труде о плеяде отечественных художников 1920–1930-х годов «неужели кто-то вспомнил, что мы были…» (М.: Галарт, 2008). Важны имена художников Фриды Ефимовны Рабкиной, Моисея Александровича Фейгина, Моисея Тевелевича Хазанова, Елены Ильиничны Родовой, Михаила Григорьевича Ранкова, Евгении Алексеевны Малеиной, Исаака Давидовича Дризе, Константина Гавриловича Дорохова, Николая Андреевича Лакова, Аркадия Сергеевича Ставровского, Александра Александровича Поманского, Михаила Ефремовича Горшмана, Ирины Александровны Жданко, Леонида Павловича Зусмана, Иосифа Менделеевича Рубанова и многих, многих других. Такие «родственные», иногда достаточно случайные связи позволяют сегодня достоверно восстанавливать и интерпретировать сведения об уже мифической эпохе русских 1920–1930-х, подчеркивая полифоническую структуру этого периода — созвучие художественных языков, зачастую противоречащих друг другу по своим творческим задачам и методам их реализации, но в целом создающих удивительную общую гармонию сочетаний. Это именно та интонация, которая могла бы представлять русскую культуру и историю XX века не как историю поражения авангардных утопических идей и торжество соцреалистического искусства, обслуживающего интересы тоталитарной власти, но как ветвь мировой модернистской культуры, имеющей интернациональные черты, не прерывавшейся в России, существующей и актуальной сегодня.
Эти связи ведут дальше, включая в поле нашего интереса исследователей, хранителей наследия, искусствоведов, коллекционеров, которые в разное время становились причастными к судьбе работ художников, несмотря на огромные трудности сохраняли наследие, верили в его будущее и, по сути, спасали работы как в идеологически ангажированную советскую эпоху, так и в не менее (а зачастую и более) трудные «рыночные» постсоветские годы. В истории художников «Группы пяти» останутся имена Вадима Львовича и Нины Александровны Ароновых, Валерии Львовны и Николая Борисовича Ермоленко, Татьяны Михайловны и Дмитрия Александровича Добросердовых, Михаила Борисовича Жислина, Антонины Петровны Берестовой, Вячеслава Николаевича Руцая, Михаила Михайловича Тренихина, Владимира Ивановича Костина, Александра Владимировича Балашова, Внатолия Матвеевича Гостева, Юрия Михайловича Носова и многих других.
Представленные сегодня работы, конечно, не претендуют на воссоздание большой выставки «Группы пяти», которая прошла в Москве 75 лет назад. Многое с тех пор безвозвратно утеряно, и наша мечта найти и собрать большую часть той экспозиции едва ли осуществима. За прошедшие шесть лет поисков и исследований мы были свидетелями настоящих открытий и чудес, но мы также пережили много разочарований и неоднократно заходили в тупик, понимая, что нам не удастся восстановить историю во всей полноте. Но, может быть, этого и не требуется — сегодня мы стремимся подчеркнуть идею о том, что история состоит из отдельных уникальных человеческих жизней и судеб, и как бы ни менялись политическая конъюнктура и актуальность той или иной жизненной (или художественной) концепции, искренность, любовь и ответственность перед временем, перед прошлым и будущим, всегда дают нам шанс на выживание.
Александр Аневский
Поставангард. Русская живопись и графика из собрания ЮниКредит Банка и частных собраний
08 ноября 2012 - 18 ноября 2012
Мультимедиа Арт музей, Москва
http://arteology.ru/postavantgardphotosbelfort/
http://arteology.ru/postavantgardopening/
Куратор Александр Балашов
http://arteology.ru/postavantgard/
Выставка “Другие песни тридцатых”. Лев Яковлевич Зевин и Вячеслав Леонидович Сидоренко в галерее “На Чистых прудах”
26 июня 2009 - 15 сентября 2009
Москва, галерея "На Чистых прудах", Чистопрудный бульвар, д. 5/10
РЕПОРТАЖ О ВЫСТАВКЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ “КУЛЬТУРА”
Выставка “Другие песни тридцатых”
Лев Зевин и Вячеслав Сидоренко
26 июня – 15 сентября 2009
На выставке представлены сто работ 1920 -1930-х годов двух непохожих художников – Льва Зевина – ученика Марка Шагала, Казимира Малевича, Роберта Фалька, участника объединений “Рост” и группы “Тринадцать” и Вячеслава Сидоренко – ученика П.С Уткина и А.И. Савинова, П.В.Кузнецова, участника общества “4 искусства”.
Эти мастера соединены в нашей экспозиции неслучайно. Их негромкие голоса звучат в такт. Они различимы за громом победных оркестров эпохи формирования Большого стиля. Их объединяют неподдельный гуманизм и высокое качество живописи, которой оба служили своими короткими жизнями. Редкие эстетические качества их полотен – колорит, эмоциональность, восторг глаза – не теряют и сегодня своей подлинности и власти над зрителем.
Из материалов сайта галереи
( http://www.cleargallery.ru/projects/ex260709/ )
Выставка “Мир художника”
Выставка “Портрет художника в интерьере” Часть 1
“Художник Лев Зевин”. Персональная выставка в музее-квартире И.Д. Сытина
23 апреля 2003
Москва, Музей-квартира И. Д. Сытина ул. Тверская, дом 12, кв. 274
“Московские Новости” Татьяна Андриасова 15-05-2003
Вслед за выставкой Давида Якерсона в Музее личных коллекций и Бориса Анисфельда в Московском центре искусств Центр графических искусств представил экспозицию “Художник Лев Зевин.1903 – 1942″. У мальчика из семьи нищего витебского ремесленника были учителя с мировыми именами. Первый – Юрий Пэн, чью школу прошли Марк Шагал, Осип Цадкин и Лазарь Лисицкий. Вторым оказался сам Шагал, обративший внимание на акварели Зевина. После отъезда Шагала юного художника взял под свое покровительство Казимир Малевич. Однако главным учителем в жизни (она оборвалась в 1942 году: доброволец Зевин погиб под Вязьмой) художник называл Роберта Фалька, в 1921 году преподававшего в Витебске. Перед возвращением в Москву Фальк пригласил Зевина в свою мастерскую во Вхутемасе.
Живой, обаятельный, пылкий (друзья считали, что он похож на Пушкина) Зевин запомнился всем своим наставникам. Его имя сорок лет спустя назвал Шагал в ответ на вопрос биографа об учениках в России. Малевич намеревался посвятить живописи Зевина эссе, а Фальк написал его портрет и считал самым талантливым своим учеником.
Биография Зевина не богата выдающимися событиями. Работал ассистентом у Фалька, ездил в командировки в Биробиджан, херсонские колхозы, оформил театральный спектакль, рисовал иллюстрации к книгам, участвовал в выставках двух художнических объединений. По мнению тогдашней критики, он “слишком тих для наших дней и склонен к меланхолии, что сближает его со старыми русскими художниками и отрывает от действительности”.
У Зевина был свой мир, который он не уставал рисовать, – жена Фрида, маленький сын, друзья, скромные предметы быта в восьмиметровой комнате в огромной коммуналке, крошечная дачка в Подмосковье… Его работы камерны, сдержанны, полны скрытого драматизма. В свое время картины Зевина приобрели несколько провинциальных музеев, есть они и в Третьяковке, и в Русском музее. Но всегда в запасниках. Раньше они не отвечали принципам “соцреализма”, сегодня музейщикам мешает “заурядность” его биографии. Однако все становится на свои места. В готовящейся к печати книге о живописцах 20 – 30-х годов, оказавшихся на обочине официального художественного процесса, есть глава и о Льве Зевине
Персональная выставка в галерее “Московская палитра”
Выставка “Группа 13″
12 апреля 1989
Москва, Выставочный зал "Арбат", Староконюшенный переулок, 39
Статья к каталогу выставки группы «Тринадцать», 1989
М. А. Немировская
В выставочном зале Киевского района Москвы открылась выставка художников группы «Тринадцать». Выставочное объединение под таким названием существовало на рубеже 1920-х – 1930-х годов. Название «Тринадцать» соответствовало числу участников первой выставки, которая состоялась шестьдесят лет тому назад, в феврале 1929 года в Московском Доме печати*.
Возникновение «Тринадцати» было характерным явлением художественной жизни 1920-х годов. Это была эпоха сосуществования в искусстве многочисленных обществ, объединений, группировок, каждое из которых отстаивало свои взгляды, методы, суждения, как с помощью художественных произведений, так и манифестов, деклараций, подчас весьма пространных и шумных. Названиями для группировок служили обычно причудливые аббревиатуры: «АХРР» (Ассоциация художников революционной России), «ОСТ» (Общество станковистов) , «НОЖ» (Новое общество живописцев) , «ОБМОХУ» (Общество молодых художников) и многие другие. Выставки различных объединений образовывали сложную и многоцветную ткань, в которую каждая из группировок вносила свои яркие, только ей присущие краски. Своеобразие первой выставки «Тринадцати» заключалось, помимо всего в том, что она объединяла по преимуществу художников—графиков. Одной из главных задач инициаторов группы было культивирование определенных художественно-стилистических особенностей рисунка.
Кто же возглавлял объединение московских рисовальщиков и акварелистов рубежа 1920-х – 1930-х годов? В каталоге выставки 1929 года значатся фамилии трех членов «выставочного комитета»: В. А. Милашевский, Н. В. Кузьмин, Д. Б. Даран. Именно Милашевский и Кузьмин были идеологами и руководителями «новорожденной» группы. Даран, тонкий рисовальщик, одаренный мастер акварели в организационных «мероприятиях» почти не участвовал.
Начало деятельности Кузьмина и Милашевского относится еще к предреволюционной поре. Оба художника вышли из лона «Мира искусства», испытали на себе самое непосредственное и плодотворное воздействие традиций этого знаменитого объединения, сыгравшего столь значительную роль в истории русской культуры, и в истории отечественной графики XX века. Среди учителей Кузьмина и Милашевского мы находим имена известных «мирискуссников»: М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибина. Но высоко ценя художественные традиции учителей, Милашевский и Кузьмин очень рано, уже в первых своих самостоятельных опытах стали искать новые пути.
Особенно активной и целеустремленной была деятельность Милашевского, признанного идеолога «Тринадцати». На протяжении всей творческой жизни он развивал и осуществлял на практике свои представления о рисунке. Милашевский всегда ратовал за рисунок, исполненный с натуры, но не копирующий натуру рабски и педантично, по затверрженным рецептам академизма, а рисунок свободный, быстрый, артистичный, исполненный в «темпе натуры», соотнесенный с ритмами самой жизни. Требование «темпа» в рисунке было важнейшим для Милашевского.
Этим же требованием, наряду со стремлением к ощущению жизни, связи с натурой, определялся и общий облик первой выставки «Тринадцати». Помимо Кузьмина, Милашевского, Дарана в ней участвовали: С. Н. Расторгуев, исполнявший вместе с членами «Комитета» «художественные задания» в газете «Гудок»; а также ленинградцы
О.Н. Гильдебрандт и Ю.И. Юркун и художник из Саратова В. Н. Юстицкий. (Любопытно отметить, что приглашенные из Ленинграда не были художниками-профессионалами: Гильдебрандт – актриса, а Юркун — писатель) . Заметное место на выставке 1929 года заняли работы тогдашних молодых художников, недавних выпускников Вхутемаса. Это были Л. Я. Зевин, сестры Над. В. и Н. В. Кашины, М. И. Недбайло. Среди молодых вхутемасовцев выделялись произведения ныне здравствующих, замечательных советских художников Т.А. Мавриной, Б.Ф. Рыбченкова.
Творческая история группы была недолгой, но достаточно бурной и сложной, вполне в духе своей эпохи. Случались ссоры и разногласия, вызванные и борьбой самолюбий, и столкновениями различных взглядов. Ведь почти каждый из членов группы представлял яркую творческую индивидуальность, подчас не укладывающуюся в рамки объединения. Не был постоянным и список участников, одни покидали группу, приходили другие. В общей сложности в каталогах трех выставок значится двадцать один человек.
К первоначальному ядру «Тринадцати»: Милашевский, Кузьмин, Даран, Маврина, Гильдебрандт, Рыбченков присоединились вскоре другие. На выставках группы показывал произведения самобытный, талантливый Р. М. Семашiсевич, которого друзья по праву называли «самородком»; экспонировал свои выразительные рисунки безвременно скончавшийся скульптор З. Р. Либерман.
Среди участников третьей выставки 1931 года встречаем имена таких выдающихся художников, как Л.Д. Древин и Н.А. Удальцова, в те годы преподавателей Вхутемаса, оказывавших сильное влияние на всю художественную жизнь 1920-х – начала 1930-х годов. Сложившимся мастером, тонким, проникновенным изобразителем московского пейзажа была участница III выставки А. Ф. Софронова. Несколько экзотическое впечатление производили на выставке 1931 года работы «отца русского футуризма» Д.Д. Бурлюка, в те годы проживающего в США. Впервые экспонировались у «Тринадцати» в 1931 году молодой выпускник Вхутемаса С.Д. Ижевский и его старший товарищ по работе в Смоленске Ч. К. Стефанский.
«Проникновение» на выставки «Тринадцати» живописных произведений свидетельствовало об определенной эволюции объединения, расширении его платформы. Но какие-то очень важные черты, определяющие облик группы, оставались неизменными. Это, прежде всего, свободное, непосредственное изображение действительности в ее видимых формах. «Тринадцати» в равной степени были чужды и сухой натурализм академического толка, и эксперименты беспредельного искусства. Существенной особенностью объединения было бережное, но лишенное всякой узости, отношение к традициям западноевропейской (в первую очередь, французской) и отечественной живописи и рисунка; тяготение к подлинно высокой художественной культуре. Постоянным было стремление отстоять право художника на индивидуальный внутренний мир, «лица, необщее выраженье», – все то, из чего складывается своеобразный «стиль 13-ти», узнаваемый сразу и поныне.
Выставка 1929 года имела самую благожелательную прессу (статьи А. А. Федорова-Давыдова в «Правде», Ф. С. Рогинской в «Новом мире»). Но уже выставка 1931 года была встречена крайне неодобрительно, вызвала резкое неприятие тех, кто судил об искусстве с вульгарносоциологических позиций. Много лет спустя Н. В. Кузьмин писал: «К участникам выставки был приклеен ярлык формалистов. В стиле тогдашней лихой критики одна из рецензий носила название: «13 блаженных», другая – «13 кустарей-одиночек». В самой резкой форме художников обличали в эстетстве, индивидуализме. Им предъявляли политические обвинения. «13» – не только чудаки, блаженно впавшие в детство, а столь же контрреволюционная группа, как всякие иные юродивые, от сектантов до кулаков, чью идеологию они выявляют» – вот типичный образчик критики тех лет. Шестьдесят лет спустя эти строки кажутся бредом, столь же смешным и глупым, сколь и возмутительным. Тогда не было смешно.
«Проработочная» критика была первым сигналом. Через несколько лет жертвами репрессий стали Древин, Семашкевич, Юркун, Юстицкий. Трагические повороты отечественной истории не обошли никого. На фронтах Великой Отечественной войны погибли смертью храбрых Зевин и Недбайло. А у тех, кому выпал жребий прожить долгую, внешне благополучную жизнь, какими тягостными были времена непризнания, безденежья, запрета всего живого, искреннего, неординарного!
В кратком очерке невозможно подробно рассказать о творчестве всех участников объединения. 60-летняя перспектива высветила путь каждого неудачи и успехи, обретения и потери. «Тринадцать» все вместе и каждый в отдельности заняли подобающее место на страницах истории советского искусства.
Несмотря на годы официального замалчивания, произведения художников группы неизменно находили преданных ценителей. В начале 1970-х годов в Третьяковской галерее состоялись выставки Н.В. Кузьмина, В.А. Милашевского, Т.А. Мавриной. Тогда же были приобретены в Галерею многие произведения этих мастеров, а также работы Б.Ф. Рыбченкова, Л.Ф. Софроновой, О.Н. Гильдебрандт, Над. и Нины Кашиных, М.И. Недбайло и др. Очень хорошее собрание произведений «Тринадцати» имеется в Гос. музее искусств Каракалпакской АССР в Нукусе, в художественных музеях Саратова, Перми, в Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Гос. Литературном музее А.С. Пушкина в Москве, в других музеях страны.
Очень охотно включали в свои собрания произведения группы «Тринадцать» коллекционеры; немало работ еще осталось в семьях художников, у их родных и близких.
Именно на основе московских частных коллекций и собраний художников и организована данная выставка. Конечно она не может претендовать на исчерпывающую полноту, так как многие произведения (и подчас самые лучшие) находящиеся в музеях, здесь не представлены. Но общий облик группы выявляется ярко и определенно.
Почетное место занимают работы «Тринадцати» в коллекции С.Я. Фельдштейна одного из наиболее значительных в наши дни собраний русской и советской графики. Около 80 произведений из этой коллекции экспонируется на выставке. Коллекционер показал на выставке также и принадлежащие ему каталоги и книги, иллюстрированные и оформленные членами объединения. Много первоклассных произведений хранится в коллекциях Л.Е. Кропивницкого, И.А. Масеева, В. В. Цурко и других собирателей. Из собрания И.А. Масеева представлены книги, иллюстрированные В.А. Милашевским и Н.В. Кузьминым, а также написанные последним, с автографами.
Выставка дает возможность познакомиться с двумя этапами деятельности художников. Первый из них работы рубежа 1920-х – 1930-х годов, непосредственно связанные с выставками «Тринадцати», несущие черты стиля той далекой эпохи. Второй этап охватывает все последующие годы, вплоть до настоящего времени. Художники «Тринадцати» активно занимались различными жанрами станковой живописи и графики. Многие из них стали первоклассными мастерами иллюстративного искусства. Здесь достаточно назвать имена Кузьмина, Милашевского, Дарана, Мавриной, иллюстрационные циклы Рыбченкова, Софроновой, Недбайло.
Чрезвычайно интересно, как полноправные участники современного художественного процесса работают в нынешнем искусстве Т.А. Марина и Б.Ф. Рыбченков. Об этом красноречиво свидетельствуют их произведения 1980-х годов, экспонирующиеся на выставке.
В наши дни широкий спектр исканий современных художников со всеми направлениями, его составляющими, развертывается на фоне одновременного возрождения незаслуженно забытых страниц художественного наследия, приобщения к нему широкого зрителя. Одной из таких страниц истории отечественного искусства конца 1920-х начала 1930-х годов и является деятельность группы «Тринадцать».
И сейчас сердцам зрителей близки свойственное «Тринадцати» романтически-одухотворенное восприятие действительности, быстрый «в темпе натуры» бег линий вольного рисунка, живописная культура, свободная от шор и веяний моды.
___________
* Подробная история группы, характеристики ее участников, материалы и документы собраны в книге «Художники группы «Тринадцать» . Автор вступительной статьи и составитель М. А. Немировская. Москва, «Советский художник». 1986.
Выставка “100 картин”
1980
Тбилиси, ГМИ ГССР
Выставка «Москва в русской и советской живописи»
Выставка к вечеру «Художники первых пятилеток»
31 октября 1977
Москва, Дом Художника, клуб искусствоведения и живописи.
Выставка погибших художников. 30 лет победы над фашизмом
1975
Москва, МОСХ
Выставка погибших художников. 20 лет победы над фашизмом
1965
Москва, МОСХ
Выставка 30 лет МОСХ
1962
Москва, Манеж
Выставка погибших художников. 10 лет победы над фашизмом
1955
Москва, МОСХ, ул. Горького, 25
Выставка лучших произведений советских художников
07 января 1941
Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Выставка Группы Пяти
октябрь 1940 - ноябрь 1940
Москва, Выставочный зал "Всекохудожника", Кузнецкий Мост, 11
ГРУППА ПЯТИ
Н. Щекотов, ТВОРЧЕСТВО, 1940 №12 1940
Групповые выставки в МОССХ были задуманы, чтобы дать возможность проявиться с полной свободой существующим в нем творческим течениям, но пока что мы знаем одну только
групповую выставку, которая на самом деле имела известное принципиальное обоснование, позволяющее характеризовать работы ее участников как выражение определенного течения. Мы говорим о выставке пяти живописцев: Л. И. Аронова, М. В. Добросердова, Л. Я. Зевина, А. И. Пейсаховича и А. И. Ржезникова (Выставка была открыта в конце октября этого года в Москве, в помещении Всекохудожника).
Это скромные художники. Мы говорим скромные не в отношении их личного обихода, а в смысле того, как они смотрят на свое искусство. То, что среди выставленных ими работ почти нет таких, которые были бы написаны на какой-нибудь значительный сюжет, – это не случайность и не принципиальное уклонение от выполнения одной из важнейших задач советского искусства, но проявление честного их отношения к своему делу. Это покажется, может быть, странным, но это так.
На той ступени своего творческого развития, на которой они в настоящее время находятся, они еще не чувствуют себя достаточно вооруженными для создания картины большого общественного значения. Они считают, что высокой и глубокой мысли художника обязательно должны соответствовать и совершенные средства выражения. Единство идеиного содержания и формы выражения этого содержания - основной для них закон подлинного художественного творчества. Какое бы то ни было нарушение этого закона есть преступление в их глазах, так как этим открывается возможность для подмены подлинного искусства псевдоискусством.
Процессу созревания художественного образа в душевном роднике они придают исключительное значение. В силу этого они рассчитывают на зрителя, который познает художественное произведение не столько извне глазом, сколько изнутри – сердцем. Эмоциональное начало выдвигается в их работах на первый план, и, поскольку колорит является, как известно, особенно сильным выразителем эмоций, он служит главным средством в их руках для создания художественного образа.
Вот некоторые из тех положений, которые в основном характерны для данного течения.
Теперь посмотрим, как эти положения демонстрируются ими на творческой практике. Остановимся прежде всего на работах Пейсаховича. Он из всей группы, как нам кажется, наиболее последовательно выражает её принципиальную сущность.
Его живопись посвящена сравнительно узкому кругу жизненных мотивов, которые в целом могли бы получить общее наименование: «Моя семья», «В комнатах». А для того чтобы передать на словах эмоциональное, так сказать, содержание этих мотивов, достаточно добавить: «Музыкальный момент» («Moment musical»), «В сумерках». Наименования эти нами взяты из подписей под экспонатами.
Все его работы, за исключением одной, на наш взгляд являются этюдами; подготовительными набросками и эскизами, приверженцы же этого течения, а их довольно много, особенно среди молодежи, склонны считать чуть ли не каждую из этих вещей за нечто реализованное в окончательной форме. Это между прочим знаменательно, так как показывает, что распространенный взгляд на картину как на четко развернутое изображение какого-нибудь важного явления жизни разделяется далеко не всеми нашими живописцами. Многие из них считают (к этому, повидимому, склонна примкнуть и та группа, которая нас интересует), что вопрос о степени законченности произведения решается в первую очередь тем, насколько исчерпывающе в нем выражено душевное состояние автора. Полнота сюжетного повествования при этом отодвигается на второстепенное место.
Если Рембрандт, как говорят, на вопрос о том, когда он считаёт свою работу законченной, отвечал: «Когда я перестаю о ней думать», то эти художники сказали бы: «Когда я в ней выразил чувство, навеянное жизнью». Сюжет в этом случае может быть дан одним намеком: «Всякий сюжет хорош, раз он дает художнику повод раскрыть свое душевное состояние». Вот, например, «Уголок мастерской» (Пейсахович), по нашему мнению, отлично написанный этюд, но согласно указанной теории он мог бы считаться картиной. Или того же художника «За чтением» – маленький, эскизный набросок, тонко выдержанный в «заглушенной» тональности. Изображает он высокую, пустую комнату, освещенную сумеречным светом; на краешке дивана примостилась маленькая фигурка человека, читающего книгу. Сюжетное повествование, как видим, до последней степени скупо. Надо, од- нако, признаться, что автор заставляет нас почувствовать нечто более существенное и глубокое, чем то, что у него изображено.
В первом случае («Уголок мастерской») мы тронуты его любовью к орудиям своего искусства и к месту, где он работает. Место это далеко не комфортабельно, но здесь пережито им лучшее, что может вообще пережить настоящий художник: и мечта о создании образа и самый процесс этого создания. Во втором («За чтением») внутренний отклик на призыв живописца мы чувствуем еще сильнее. На самом деле, кому из нас не случалось настолько погрузиться в благородный источник человеческой мысли, творение какого-нибудь великого писателя, что забываешь все, что тебя окружает. Время идет, наступают сумерки, темно читать, а ты все еще не можешь оторваться от пленительных страниц…
Так средствами эмоционально-живописного воздействия сюжетный намек вырастает до художественного образа. Для того чтобы понять мысль художника, надо в этом случае ее почувствовать. Подобное восприятие произведения изобразительного искусства аналогично восприятию музыки.
Надо сознаться, что музыкальности как раз и не хватает картинам многих наших живописцев, обычно трактующих сюжет чрезмерно рационалистически, в чем сказывается как бы недоверие их к тем средствам живого эстетического воздействия на зрителя, какие находятся в их руках. «Музыкальный момент» называется одна из работ Пейсаховича, на которую он потратил немало трудов (экспонировано было до семи небольших, правда, эскизов и этюдов, относящихся к этому «моменту»). Изображена небольшая группа людей, слушающая скрипача. Художнику, видно, чрезвычайно полюбился этот мотив.
По нашему мнению, замысел этот, однако, не был им доведен до картины. Как он сам смотрит на это, не беремся сказать, но опять-таки приверженцы данного течения, как нам известно, считают, что в эскизах все, что нужно, выражено, а следовательно, дальнейшая работа над воплощением замысла была бы лишней. Она дала бы, возможно, ряд деталей, ряд бытовых черт, более точную психологическую характеристику слушателей и музыканта, но все это стало бы поперек пути от душевного родника художника к восприятию зрителя и могло бы только повредить непосредственности этого восприятия. И то уже в наиболее разработанном из этих эскизов чувствуется некоторая принудительность в расположении фигур. Они здесь оказываются объединенными не только внутренними отношениями друг к другу, вызван- ными и мотивированными музыкальным моментом, что вполне естественно и жизненно, но и связаны еще необходимостью «обслужить» зрителя, что уже «от лукавого», от обычных «картинных» приемов.
На позициях Пейсаховича стоит и другой член данной группы - художник Зевин. И сюжетные мотивы его близки к мотивам Пейсаховича. Это, то же «Семейное», «Комнатное» (см. отличные этюды, «В комнатах», «За шитьем», «За столом», затем – этюд, который можно назвать «Накрытый стол», «Автопортрет», «Женя» и др.). Но у Зевина вместе с тем мы видим более ясно выраженное стремление от этюда и эскиза перейти к тому, что мы называем картиной. К таким попыткам принадлежат, например, его «Купанье ребенка» (не была показана на выставке) и «Лето. Семья». Остановимся на последней. Она изображает молодую мать с ребенком у ног, стоящую в дверях лицом к зрителю, прислонясь к притолке. Название картины загадочно. По крайней мере мы не находим ему никакой мотивировки в изображенном. Можно было бы назвать эту вещь «Семейный момент». Этим хотим сказать, что сюжетный разворот и тут дан опять-таки очень скупо и содержание его познается опять-таки эмоциональным путем, т.е. музыкально.
Любопытно, конечно, проверить на творческой практике, насколько пригодны те средства, которые выдвигает данная группа живописцев для создания картины в ее обычном понимании. Скажем, однако, прямо: попытка оказалась не слишком удачной.
В отношении художественного образа живописец картине дал не больше того, что им было намечено в эскизе, но это «не больше» у зрителя, воспринимающего картину, обратилось в «много меньше». Когда произнесенное в эскизе под сурдинку художник попытался в картине высказать полным голосом, интимность, непосредственность, музыкальность художественного образа пострадали. Единство формы и содержания, достигнутое в эскизе, оказалось, по-видимому, нарушенным.
Да, единство – это вещь исключительно тонкая и до последней степени чувствительная ко всякому иной раз, казалось бы, невинному изменению, будь то в идейном замысле или в форме выражения последнего. Нельзя было созданное в малых формах механически переносить в большие.
Автор, возможно, возразит, что он недоработал, недописал картину. Нет, не в этом дело. Возьмем на себя даже смелость сказать: он и не сможет ее дописать, потому что метод, которым картины вообще пишутся, им полностью не разработан. Не освоен он и другими членами этой группы, за исключением, может быть, одного Аронова.
Мало удачны аналогичные попытки также у Пейсаховича («Завтрак в саду») и Добросердова («Юные шахматисты»).
Значит ли это, что метод их работы не ведет к картине? Нет, не значит. Но нам ясно, что метод этот еще недостаточно развит, недостаточно ими испытан на творческой практике. И худшими противниками данного те- чения являются как раз те именно хвалебщики, которые под видом друзей и соратников внушают художникам этой группы, что они уже близки к разрешению важнейшей задачи советской живописи – к созданию картины – или что многие работы, показанные ими на выставке, в состоянии будто бы заменить картину.
Именно потому, что эти художники – противники рутины, именно потому, что они ишут новых путей к настоящей живописи, каждый шаг вперед к заветной цели – к картине – им достается особенно трудно. Но они должны знать, что самоудовлетворение в данном случае ведет только к ослаблению творческой энергии, а, следовательно, в конечном счете к поражению.
Обратимся, однако, к Аронову.
Творческий диапазон этого живописца значительно шире, чем его товарищей по группе. Взгляд его на мир светлый и свободный от какого бы то ни было догматизма. В сюжетных мотивах он не ограничивается «путешествием по моей комнате» и лирика его не замкнута переживаниями в «своем уголке».
Художественный образ у его товарищей дается обычно точно бы под сурдинку, цветовые сочетания вибрируют в полутени, ясный, незаглушенный свет мыслится за границами того пространства, какое дано в этюде или эскизе. Аронов же любит выйти под открытое небо, любит солнце (серия «Сад летом и осенью»), чувствует простор полей (серия блестящих этюдов, сделанных в калмыцких степях). Мало того, у него проявляется стремление углубиться в историю. Жизнь и творчество Рембрандта и Микель-Анджело волнуют его воображение (см. эскизы и этюды к картине «Давид» Микель-Анджело и самую картину).
Взятые вместе, его работы, может быть, производят менее цельное впечатление, чем любой из комплексов этюдов и эскизов его товарищей, и вообще его живопись в ее методических основах кажется менее последовательной, чем у них. Однако вместе с тем она обнаруживает значительно большую смелость исканий, большую свободу и широту в испытании средств живописного дела. Поиски его в сфере художественной формы всегда мотивированы и обусловлены идейной сущностью его творческой мечты, а следовательно, ведут вперед.
Вы спросите, что же в таком случае побуждает нас считать его нахождение в данной группе естественным? То, ответим, что положения, которые эта группа кладет в основу своего творчества и которые мы кратко стремились очертить в предыдущих строках, оказываются действенными пока что и для Аронова. Различие же в результатах творческой работы наблюдается между ними прежде всего потому, что идейное и, если так можно сказать, эмоциональное содержание в работах Аронова, на наш взгляд, и шире и, если хотите, выше. Сравнительно широкий диапазон привел к тому, что форма у него богаче, много образнее, чем у товарищей. Эти особенности, как нам представляется, немало способствовали и тому, что он, один из всей группы, довольно удачно написал картину. Мы имеем в виду его «Давида». Из, в сущности, натюрморта он сумел создать живой образ.
Для нас совершенно ясно, что если Аронов пойдет дальше в жизнь, в большую, так сказать, жизнь, в жизнь советскую (и он пойдет, непременно пойдет), а товарищи его задержатся в нерешительности на пороге их затененных жилищ, как женщина с ребенком в картине Зевина «Лето. Семья», то не только выход его из этой группы будет неизбежным, но и само право на существование этой группы станет сомнительным.
На наш взгляд данное течение в общем имеет как бы два полюса. Один из них – это Аронов с его творческой мечтой, а другой – Ржезников с его аскетической, если можно так сказать, догматикой.
Мы чувствуем даже некоторую сердечную стесненность, приступая к критической оценке работ этого художника, исключительно серьезно относящегося к своему делу и строгого к себе и к другим.
Нам кажется, и мы были бы очень рады, если б это было не так, – что Ржезников переживает тяжелый момент в своем творчестве и, что еще хуже, по-видимому, не сознает этого.
В отличие от работ его товарищей, работы Ржезникова имеют вид завершенный, законченный до последнего мазка. Этюдность и эскизность в них отсутствуют. Мы говорим о том, что было им экспонировано на выставке.
Все эти сравнительно большие холсты, взятые в целом, как будто бы говорят о том, что перед нами вполне определившийся мастер, который хорошо знает, что он делает. Однако тут же мы чувствуем какую-то внутреннюю неудовлетворенность, чувствуем и, естественно, спрашиваем себя: «Отчего это»?
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, обращаемся к двум наиболее значительным его произведениям: к «Портрету юноши» и «Портрету художника-самоучки»). Редко когда у нас приходится видеть портреты, столь «солидно» написанные. Видно, что автор стремился – и положил на это немало труда – дать глубокую психологическую характеристику изображенных людей. Мало того: в этой характеристике он не остался в положении художника, только наблюдающего и изучающего натуру, но, что особенно ценно, сумел показать и свое отношение к оригиналам портретов. Все это как будто бы хорошо. Но вот, что странно: отчего эти портреты производят какое-то, если так можно сказать, сомнамбулическое впечатление? И не только они, но и картина- портрет «Женщина с минералами» и все его натюрморты?
В поисках ответа на этот вопрос мы находим следующие разрешения, одно по линии идейной сущности этих произведений, а другое в отношении той формы, в которой эта сущность выражена.
В первом случае: волей художника изображенные им люди оторваны от жизни, изолированы от окружающей действительности. Характеры их взяты художником как «вещь в себе», и нет в его характеристике, что называется, ни одного «живого места»,которое бы хоть намеком свидетельствовало, под воздействием какой жизни эти характеры сложились. Молодой человек, изображенный художником, точно бы и сам печально сомневается: «Кто я такой?» и мы, зрители, не в состоянии ответить на этот вопрос.
То же самое можно отнести и к натюрмортам. Предметы в них подобраны до последней степени искусственно, нарочито. В действительности эти предметы не живут вместе. Их вынужденное соприсутствие на холсте- результат отвлеченной от жизни, изолированной от нее мысли. Если автор думает, что в произведения свои он вложил некую философию, то эта философия схоластическая, т. е. внежизненная, и потому не могущая быть выраженной убедительно и увлекательно в реалистическом художественном образе.
По второму, по вопросу о форме: картины Ржезникова нарисованы хорошо, чем выгодно отличаются от большинства работ его товарищей по группе. И вообще художник показывает во всех отношениях грамотную кисть, что опять-таки не всегда можно сказать про его товарищей. Но какая монотонная, почти унылая колористическая гамма во всех его работах, за исключением, может быгь, одних пейзажей; какая инертность в ведении кисти, в фактуре этих работ; какая стесненность в трактовке света и тени, какая робость в разрешении пространственных отношений – боязнь глубины, боязнь определенности в переходах от одного плана к другому!
Все это делает его картины похожими одна на другую, независимо от того, что они изображают. Совершенно ясно, что и эта гамма и вся эта трактовка формы «выхожены», вернее даже сказать, выдуманы в оранжерее, в «уюте» мастерской, т.е. опять-таки что и следовало ожидать, исходя из характера идейного содержания его искусства, в отрыве от живого, непосредственного восприятия жизни.
Мы спрашиваем себя: какое отношение живопись этого трудолюбивого и серьезного художника имеет к нашей современности? Ответ: никакого. И нам становится тяжело на душе и хочется, хочется помочь ему выйти из тупика. Художник, мы уверены, и без наших указаний найдет выход, обратясь лицом к жизни, но для этого прежде всего нужно, чтобы он осознал свои ошибки, в чем ему и должна оказать содействие беспристрастная и откровенная критика.
Сопоставляя работы Ржезникова с работами его товарищей по группе, может вообще явиться сомнение, является ли он представителем данного течения? Мы держимся того мнения, что да, является. Если же работы его кажутся отличными от того, что создают его товарищи, то объясняется это в первую очередь тем, что в них он довел многие черты, характерные для творчества группы, до крайности, в силу чего получилось нечто им противоположное.
Группа, например, базируется в своем творчестве на узком кругу жизненных восприятий, но «семейное» все же дает ей возможость вызвать теплую и живую эмоцию в зрителе. Ржезников же оказывается полностью изолированным в своей мастерской-лаборатории. Группа избегает открытого света и цвета, но это мотивируется в известной мере комнатным характером ее сюжетов (хотя это мы видим также в ее пейзажах), Ржезников же возводит затененность в основной принцип своей живописи. Работам группы присущ в общем статический характер – «состояние», а не движение, статика же эта у Ржезникова переходит в сомнамбулическую неподвижность и т.д.
Надо, впрочем, отметить, что в пейзажах своих он меньше проявляет эти преувеличения. Например, пейзаж со старинной башней, затем песчаные бугры, освещенные солнцем, и, в особенности, отличная во всех отношениях работа «Утро на Десне» даже и вовсе от них свободны. В них-то, возможно, и лежит путь к освобождению творчества от тех недостатков, о которых мы говорили.
В заключение – несколько слов еще об одном члене группы пяти, о Добросердове. В отношении живописной одаренности он, нам кажется, занимает среди своих товарищей одно из первых мест, но в развитии своего творчества он еще не вышел из характерно молодежной стадии. Его этюды – портреты детей – сырые еще работы, в которых при неплохих качествах цвета и тона неприятна мятость формы. Лучшее – это его пейзажи (зимние) и натюрморты. В натюрмортах он, в сущности, занимает первое и особенное место в группе. Они смелые по цвету, легкие, изящные по фактуре и красивые.
В творчестве группы пяти есть, как мы отмечали, немало положительного, но один крупный недостаток мешает его развитию: в их работе нет синтеза личного и общественного. И в малых явлениях жизни у нас сказывается веяние великой эпохи, а в их произведениях этого пока не чувствуется, за исключением, может быть, одного Аронова.
Остается ждать, что все они осознают этот недостаток и сумеют переступить за порог узкого, замкнутого «своего уголка» в большую советскую жизнь.
Н. Щекотов ТВОРЧЕСТВО, 1940 №12 1940
Седьмая выставка Союза Московских художников. Живопись
Изобразительное искусство Белорусской ССР
06 июня 1940
Москва, ЦПКиО
Всебелорусская выставка изобразительного искусства
8 ноября 1940
Минск, Государственная картинная галерея БССР
Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная двадцатилетию ВЛКСМ
Всесоюзная художественная выставка “Индустрия социализма”
18 марта 1939
Москва, в помещении Строительной Выставки
Экспонировалась работа Газета получена (На полях Биробиджана х/м 150х170 1937)
Выставка “Пищевая индустрия” – Отдел выставки “Индустрия социализма”
25 июля 1939
Москва, ЦПКиО
Экспонировалась работа Лимонный замок (х/м 132х177)
Выставка офорта, посвященная пятилетию существования офортной мастерской им. И.П. Нивинского 1934-1939
Выставка живописи и графики московских художников
МОССХ Выставка живописи и графики
Шестая выставка союза московских художников
Выставка живописи, скульптуры и графики художников-контрактантов 1937 г
20 января 1938
Москва. Всекохудожник
Экспонировались работы Отдых, Пейзаж с деревом
Художественная выставка живописи, графики, скульптуры Московских художников
Выставка работ Московских художников
весна 1938
Сочи
Пятая выставка московских живописцев
Выставка живописи, графики и скульптуры
Еврейская автономная область и еврейские нацрайоны в живописи и графике
04 февраля 1936
Москва
Выставка-смотр молодых художников. Живопись, графика, скульптура
Выставка произведений художников-контрактантов
Выставка летних работ московских художников
12 сентября 1936 - 02 октября 1936
Москва. Всекохудожник
Экспонировалась работа Пейзаж (отзыв в газете Советское искусство М. Морозов)
Передвижная выставка “Еврейская автономная область в живописи и графике”
1936
Ленинград, Киев, Одесса, Минск, Днепропетровск, Горький, Харьков, Казань Организована ЦЕНТР советом ОЗЕТ
Выставка произведений московских художников в пользу фонда помощи детям и женщинам героической Испании
Выставка произведений московских художников, весь сбор от которой поступит в фонд общественной помощи детям и женщинам героической Испании
Юбилейная художественная выставка “Художники БССР за 15 лет”
14 февраля 1934
Минск, Дом крестьянина
Выставка “Художники РСФСР за 15 лет” (1917-1933) Графика
10 декабря 1933
Москва, Государственный Музей Изобразительных Искусств
Экспонировались работы: Пейзаж (1932, бумага, гуашь), Мужской портрет (1932, бумага, гуашь)
Передвижная выставка произведений живописи, рисунка и графики московских художников
осень 1932
Харьков
Экспонировалась работа Ясли в еврейском колхозе в Крыму (бумага,гуашь 41х59)
Юбилейная выставка “Художники РСФСР за 15 лет”
13 ноября 1932
Ленинград, Русский музей
Экспонировалась работа Читает газету (1931 х/м не сохранилась)
Выставка отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства
февраль 1931
Москва
Экспонировались работы: Завтрак в поле, Молотьба, На работу
Третья передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР
1931
Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, Совхоз "Гигант", Минск, Смоленск
Экспонировались работы: Молотьба в еврейском Совхозе (1930 х/м 79х87 Приобретена Госкомиссией при Наркомпросе РСФСР),
Выставка Советской графики, книги, плаката, фото и художественной промышленности
2 сентября 1931
Йоганнесбург, ЮАР
Экспонировалась работы: Молодой еврейский крестьянин, Витебск, Отдых
Четвертая Всебелорусская художественная выставка, посвященная третьему, решающему году пятилетки
7 ноября 1931
Минск
Экспонировались работы: Возвращение с фабрики (акварель), Бригада идет (акварель), В колхозе (акварель, темпера), Кормление свиней (акварель темпера), Скирдование (акварель)
Выставка приобретений Государственной комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1928-1929 гг
8 июня 1930
Москва, В клубе РабНарХоз Им. Дзержинского
Экспонировалась работа Витебск (холст, масло 81х67), после выставки была передана в Смоленский музей
Выставка Советской графики и книги
6 октября 1930
Лондон
Экспонировалась работа Провинциальный город
Выставка Советской графики и книги
30 ноября 1930
Кембридж, Оксфорд, Манчестер, Ливерпуль
Выставка рисунков группы “Тринадцать”
17 февраля 1929 - 17 марта 1929
Москва. В помещении Дома Печати (Никитский бульвар, дом 8а)
Экспонировались работы: 21. Вечер в городе, 22. Стройка (Этот рисунок воспроизведен в каталоге выставки. В настоящее время хранится в ГТГ под названием “Лестница”), 23. Старый дом, 24. Улица (Витебск), 25. Завтрак, 26. Завод, 27 Копер, 28-29 Рисунки.
Б. Терновец. Вступительная статья к каталогу первой выставки группы “Тринадцать”
___
По книге М. Немировской “Художники группы “Тринадцать”. Из истории художественной жизни 1920-1930-х годов”, Москва, “Советский художник”, 1986
Вторая выставка работ общества художников “РОСТ”
28 апреля 1929
Москва. В клубе им. Октябрьской революции
Экспонировались работы: Старый дом, Набережная Москвы-реки, Улица Москвы, Вечер в городе, Автопортрет, Портрет, Витебск
Елена Лабас “Рост” Комсомольская правда №117 (1204) от 25.05.1929
“Рост”
“Рост” – молодое общество. В него входят студенты Вхутеина, среди них много партийцев и комсомольцев. Уже поэтому на выставку идешь с большим интересом, предъявляешь и больше требований.
Первое впечатление для зрителя, побывавшего на ряде выставок весны текущего года, – отрадное. Не только потому, что у художников “Роста” революционная и современная тематика, но и потому, что у многих из них есть стремление выразить ее новыми приемами живописи.
Правда, подход к теме носит еще эпизодический характер. Нет большого охвата действительности, слабо выражены динамика и ритм современности. Поверхностность, эскизность и, пожалуй, торопливость свойственны “ростовцам”. Очевидно это в большой степени объясняется молодостью “ростовцев”.
Хорошее впечатление оставляет Е. Малеина. У нее большое чутье живописца, пластичность, большие темы: “Труд”, “Комсомольский субботник”, “Дети”, “Субботник в Узбекистане”, “За газетой”. Все работы говорят о большом будущем молодой художницы.
Художник Зевин, несмотря на несомненные данные, расхолаживает красивостью, настроенчеством. Зевин слишком тих для наших дней. Глаз художника ослабленно, меланхолически отмечает действительность. Это сближает его со старыми русскими художниками и отрывает от действительности.
У Кашиной яркие цвета, свежесть, заметно хорошее влияние Матисса. Плохо, что нет углубленности и сосредоточенности.
С. Чуйков – углубленный, с большим размахом, выразительный художник. Его работы ставят большие задачи и привлекают к себе внимание.
Пейзажист Недбайло выделяется из общего плана “Роста”, он связан и с французами, и с нашими передвижниками. Видно мастерство художника. Досадно, что он не переходит на современные темы.
У Кизевальтер есть живописная свежесть, свое лицо. Иногда формальные искания налагают отпечаток излишней холодности на работы.
У всех других “ростовцев” есть разнообразие в развитии современной тематики. Работы Полетаевой “МЮД 1928 года” и Ромадина “Смерть коммунаров в тюрьме” – натуралистические, обычного ахровского типа.
Интересна книга отзывов о выставке. “Рабочий зритель” (выставка была устроена в клубе “КОР”) на ряду с положительной оценкой дает “ростовцам” указание: больше внимания индустриализации, еще ближе к нашей действительности, больше работы над собой.
Елена Лабас
Третья Всебелорусская художественная выставка
03 января 1929 - 25 января 1929
Минск. В помещении Белорусского Государственного Университета
Экспонировались работы: Ледоход на Москве-реке, Цвет вишни, Пейзаж (Томилино под Москвой), Этюд (Накид), Понадворок, Завулок, Гутарка
Юбилейная выставка искусства народов СССР
Вторая Всебелорусская художественная выставка
06 ноября 1927
Минск
Экспонировались работы: Женщина в розовом, Женский портрет, Голова девушки, Старуха с книгой, Голова рабочего, На террасе, №145 и №147 – акварели
Выставка дипломных работ ВХУТЕМАСа
Первая Всебелорусская художественная выставка
Выставка Группы Трех
1921
Витебск, клуб Сорабис
Абрам Ромм – “Выставка в Витебске 1921?
Искусство (Витебск), 1921, №4-6.
Хотя Витебск за последние годы стал значительным художественным центром, хотя здесь работали Шагал, Добужинский, Пуни, работают Малевич и Фальк, но самое существенное в художественной жизни города – доступность для масс произведений искусства – пока еще не достигнуто.
После большой Государственной выставки 1919 г., на которой были представлены все местные и многие из видных московских художников, в Витебске больше года не было выставок, если не считать отчетных художественного училища.
Тяжелые годы всяческих кризисов изложили свою печать на деятельность художников, трудные условия жизни подавили (надо думать, что временно) волю к бескорыстному творчеству — это явление общероссийское. Нынешний год принес все же известное оживление в художественную жизнь нашего города. За последние месяцы состоялось 4 выставки, и начинаются еще несколько. Почин в этом деле принадлежал т.н. “группе трех”, открывших в мае в клубе Сорабиса небольшую выставку своих работ.
Волхонский, Зевин и Кунин, еще состоящие подмастерьями Вит. Гос. Худ. Мастерских, объединены искренней приверженностью заветам Сезанна — стремления их — выявить начала живописной культуры в ее чистом виде. Выступление их перед судом публики носило отчасти “боевой” характер отмежевания от идеологии одно время всесильного “Уновиса”, уводящего художника от проблем живописных к проблемам, лежащим, по существу, по ту сторону искусства.
“Группа трех”, подвергшаяся усиленному воздействию идеологии “Уновиса”, из горнила супрематических умозрений внесла твердую привязанность к живописи, не к той живописи, нужной Уновису лишь как орудие к преодолению начал старой культуры, а к прекрасному искусству выявления всей радужности и крепости цвета, всей мощи и упругости формы. Основная задача следующего Сезанну художника – сотворить мощную форму через интенсивный цвет — поставлена Зевиным и Волхонским во всех их работах; Кунин же отклонился в сторону несколько иных влияний.
В лице Зевина мы встретили многообещающего художника, весьма серьезно подходящего к живописным задачам, хотя пока еще не владеющего всем необходимым для их решения мастерством. Пейзажи, этюды, натюрморты Зевина весьма красочны, фактура их разнообразна.
Заслуживают внимания и композиционные опыты, например, экспрессивная работа “В доме”, где проявляется своеобразное индивидуальное ощущение.
Волхонский дал ряд работ, несколько черноватых по цвету, но в других отношениях мало чем уступающим полотнам Зевина. Сильный живописный темперамент Волхонского сказался особенно в яркой беспредметной композиции.
Кунину нельзя отказать в некоторой умелости, ему свойственны многообразные искания, показаны им были и довольно живописные этюды, и супрематические настроения, и начиненная интересом красочная композиция, приближающаяся к Кандинскому, и даже натюрморт с заданием передачи материальных фактур в духе Штеренберга.
Если эта выставка функционировала в весьма неудачных условиях (всего три дня, да и то в помещении столовой), то следующая — Уновиса, была открыта (в помещении Трамата) всего один день! Отсутствие в художественном центре Витебске специального выставочного помещения есть явление совершенно недопустимое и ставящее художников в крайне тяжелое положение. Необыкновенная индифферентность учреждений, цепко держащихся за занятые под пустующие склады у канцелярии помещения, единственно пригодные для выставок, к вопиющей нужде художников показать в кои-то веки свои работы — тому причиной. Достаточно вспомнить историю мытарств музея Современной живописи, погребенного до сих пор в кладовых художественного училища, несмотря на бесчисленные ходатайства в «надлежащих учреждениях», об отводе помещения. Сравнительно малые города, как Елец, например, даже не губернский, сумели за годы революции создать музеи, а в Витебске, где находят место для кофеен и кондитерских, не хотят поступиться ни одной саженью насиженных мест.
На выставке Уновиса было довольно много работ, здесь подводились итоги почти двухлетней деятельности (1919 – 1921).
Отправным пунктом идеологии Уновиса являются достижения современной живописи, вылившиеся в системах кубистов, футуристов и их эпигонов. Но ценности, добытые новой живописью, воспринимаются Уновисом как ценности негативные. Не воздвигаемые пластические категории абсолютного искусства существенно важны — важно отрицание фактом их возникновения старых культурных ценностей. «Разрушение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях» (любимый лозунг Уновиса). Новое искусство нужно Уновису лишь как точка опоры, утвердившись на коей, рычагом супрематизма (высшей и последней апокалиптической системой) будет перевернут весь мир — на меньшем вожди Уновиса не мирятся.
Если в современной живописи с наибольшей остротой даже анатомия старого, отмирающего и резко ему полярного нового, живописного творчества, то именно здесь, по мысли К.Малевича, и должно начаться изживание всех старых культурных ценностей.
Искусство живописная культура сами по себе для Уновиса не нужны — они отомрут в процессе строительства новых мировых пространств. Завоевание мирового пространства, строительство в мировом эфире, радикальное переустройство всей материально-технической культуры по «природоестественным началам» — вот грандиозные утопии, притягивающие к Уновису художников — подростков.
Что для них такая «ничтожная ценность» как живописная и пластическая культура? Супрематист должен быть более универсален, чем Леонардо, более гениально прозорлив, чем Коперник, более изобретателен, чем Эдиссон. Такова та широковещательная идеология, которая проповедуется приверженцами Уновиса на митингах и диспутах. На выставке мы ожидали найти некоторые реальные достижения, некоторые, если не завершенные, то хотя бы показательные лабораторные опыты, соответствующие этим грандиозным планам. Выставка показала иное. Где же были на ней конкретные доказательства основательного постижения новых живописных систем (первооснов всей работы Уновиса)? То, что было показано как образец кубистической живописи, едва ли заслуживало это название.
Кубистическая картине должна обладать следующими признаками: выявление и построение пространственности, объемностью и линейными контрастами, выявление вещественности весомостью, плотностью цвета и инородностью материальных фактур, выявление живописных ценностей как таковых, разнообразием живописных фактур и материалов, при условии деформации и транспонирования объекта, живописного ощущения. В громадном большинстве показанных работ отсутствует пространственность, а вещественность выявлена не в должной степени. Иные работы носят характер остроумной красочной импровизации (Юдип), они почти стоят в одной плоскости с композициями Кандинского. Иные работы несколько более конструктивного порядка, но они подходят скорее под понятие декоративной плоскостной живописи. И здесь, и там чувствуется, что главным мерилом является вкус, что подход к работе скорее эстетический, — об объективности и квазинаучной построенности едва ли может идти речь. Подготовительные рисунки более конструктивны и более сознательны, чем живописные работы, но и в них проглядывается неспособность ощутить и воплотить новую, не природную форму, убедительную в своей вещественности (что характерно для картин “классиков” кубизма). Живописная техника стоит у Уновиса на должной высоте, многие вещи выполнены превосходно по обработке живописных материалов и разработке поверхности картины.
В.М. причина указанной мной компромиссности в творчески неправильном подходе. Если на живопись и на ее стили член Уновиса смотрит сквозь призму новых систем, то на эти новые системы он смотрит сквозь призму супрематической «живописи» — плоскостного, якобы, разрешения живописных задач. Отсюда теоретическое построение плоскостного двумерного кубизма, отсюда — ряд псевдокубистических работ.
В начале 1920 г. архитектором-художником Лисицким были впервые сделаны проекты супрематических архитектурных сооружений, проецированных в мировом пространстве, сооружений несложных, хотя и не выполненных средствами современной техники. На нынешней выставке есть уже ряд проектов целых городов, воздуходвижущихся вокзалов, станций электрических и для аэро и т.п. Углубившись в выставленные проекты, убеждаешься, что авторы их очень плохо представляют себе основу всякого архитектурного построения. Далее, все проекты трактованы крайне однообразно — специфическая архитектурная идея данного типа постройки, определяемая его утилитарным назначением: вокзал, театр, не осознана и не выявлена с должной убедительностью.
Наконец, вызывает сомнение, могут ли вообще юные «новые строители” осмыслить трудную проблему архитектурного ансамбля, да еще столь громадного масштаба, когда уже замкнутое в себе несложное сооружение представляет для них непосильные трудности. Дилетантизм этих архитектурных проектов, по-видимому, ныне стал ясен и для самих создателей их.
Если же отбросить архитектурные ценности этих проектов, то и как своеобразные контррельефы они едва ли дадут что-либо — эти аккуратно наклеенные на картон белые полоски бумаги по самому ничтожеству материала и общей невыразительности представляются довольно слабыми. Банальный телефонный аппарат, случайно висевший на стене, “убивал” их и конструктивностью и идеальной отдаленностью материалов – впрочем, соседство его, вероятно невыгодно повлияло бы и на многие подлинные контррельефы на более выразительных материалов – железа, жести, дерева и пр. Процветавший одно время, понятно, более в теории, декоративный супрематизм (украшение супрематическими формами предметов обихода и изобретение новых видов их) показан на выставке не был.
Пожелаем, чтобы будущая и притом не однодневная и свободная от связи с Трамотом выставка Уновиса показала более реальные результаты лабораторной его работы.
Выставка учеников Пена в клубе Комсомола не дала ничего утешительного. На этой выставке ясно выступало полнейшее неумение видеть цвет, банальное постижение рисунка, поверхностность плюс подражание. Ю.М.Пэну, но отнюдь не лучшим его живописным работам. Кое-что хорошее есть в рисунках участника выставки финского художника Ахола. Об юбилейной выставке Ю.М.Пэна, вызвавшей общее внимание, даем отдельную статью.
А.Ромм
“Выставка в Витебске”. — Искусство (Витебск), 1921, №4-6.
Первая Государственная выставка картин местных художников
Витебск