Владимир Иванович Костин

“Родился я 6 июня 1905 года. Раннее детство прошло в Иванове, где  отец  служил по лесному делу. До этого он с матерью моей прожил 20 лет в лесной сторожке во Владимирской губернии, и все мои пять братьев и сестер детство проводили в лесу.Среднее образование я получил в Ростове Ярославской губернии, куда вся семья переехала в  1914 году.  Ростовская  гимназия была одной из лучших в России по составу учителей и по своему оборудованию. Достаточно сказать,  что у нас были своя обсерватория  с  вращающимся куполом  и приличным телескопом, химический кабинет с большим набором реактивов, фотолаборатория на несколько человек, маленькая  типография,  в  которой  одно  время печатался школьный литературный журнал.

В первые послереволюционные годы в школе стали применять разные методы обучения: нас то соединяли в один класс с девочками, то разъединяли,  меняли  программы, менялись преподаватели. Учились мы неважно, но зато много времени уделяли общественной работе, разного рода кружкам и особенно активно действовали в отряде юных коммунистов (ЮКов),  переименованном несколько позже в дружину пионеров.

Закончив в 1923 году девятилетку, я переехал к родным в Москву и на следующий год одновременно поступил работать в библиотеку Коммунистической Академии и учиться живописи в студию Ильи Ивановича Машкова, существовавшую при школе братьев Шор на Мясницкой улице (ныне ул. Кирова).

Вскоре студия была преобразована в Центральные курсы АХР, на которых я пробыл до 1928 года.

Однажды  я  отослал  в  «Комсомольскую правду» небольшую критическую статью о журнале «Искусство в массы». После этого меня пригласили работать  в  редакцию.

В апреле  1930 года я  поступил  в отдел искусства «Комсомолки», как мы тогда все называли эту боевую газету, и стал писать о текущих событиях художественной жизни,  организовал  там  кружок  художкоров, которым руководил Д. С. Моор. По совместительству в 1930—1931  годах работал редактором плакатной мастерской издательства «Изогиз», а в 1931—1932 годах был заместителем руководителя московского ИЗОРАМа Е. А. Кибрика. В 1930 году «Молодой гвардией» была издана моя первая книга-альбом «Лицо художкоровского движения». В эти годы я вел тяжелую и опасную борьбу с вульгаризаторами из АХР и РАПХ и пропагандировал агитмассовое искусство и творчество рабочих-художников.

С 1933 года я стал консультантом по живописи и секретарем художественного совета «Всекохудожника». Эта работа позволила мне сблизиться со многими старыми мастерами и  с  молодыми  живописцами. В результате изучения творчества молодежи была в 1935 году написана и вышла в свет книга «Молодые советские живописцы», отдельные положения которой не выдержали проверки временем, как и творческие позиции немалой части этого поколения художников. С 1937 года до окончания Великой Отечественной войны я занимался пейзажной живописью, иногда выставляя свои картины, а затем делал военные плакаты, работая в Воениздате.

В эти же годы в массовой серии издательства «Искусство» вышли написанные мной небольшие книжечки о Левитане, Федотове и Ге.

После войны все большее время отдавал  общественной деятельности  и  критическим выступлениям в печати, на дискуссиях и на творческих обсуждениях. Эта моя деятельность вызвала резкую реакцию со стороны части критиков и некоторых руководителей художественных организаций, что заставило меня отойти от прежней критической работы. С 1949 по 1952 год я состоял консультантом  художественного  отдела  журнала «Крокодил».

С 1953 года и по сей день целиком занимаюсь критическо-искусствоведческой и общественной работой. Помимо участия во всевозможных комиссиях, жюри, дискуссиях, творческих вечерах, пленумах и симпозиумах,  я  неоднократно избирался  членом художественных советов, членом бюро живописной и критической секций МОСХ, членом правления МОСХ, а также делегатом съездов художников СССР и РСФСР. С 1930 года написал около двухсот журнальных и газетных статей и двадцати книг и брошюр в основном о советском искусстве и его мастерах. Среди книг лучшими

считаю получившие наибольший резонанс монографию о К. С. Петрове-Водкине и исследование об Обществе станковистов (ОСТ).

С  1972 года много сил и энергии отдал организации при Доме художника клуба искусствоведов.

Сейчас пишу воспоминания о художественной жизни 20—60-х годов, которые, в память о В. В. Маяковском, оказавшем очень большое влияние на меня и моих друзей в годы нашего формирования, называю строкой из его «Левого марша» — «Кто там шагает правой?».

Краткий автобиографический очерк – В.И. Костин “Среди Художников”, Москва, “Советский художник”, 1986 стр. 166-167

kostin

kostin