2021

За фасадом эпохи

17 ноября 2021 - 30 января 2022

Галеев-галерея, Москва

ВЫСТАВКА ОРГАНИЗОВАНА ГРУППОЙ НАСЛЕДНИКОВ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ «ПЛЕЯДА» В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ГАЛЕЕВ-ГАЛЕРЕЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. ЩУСЕВА

Выставка «За фасадом эпохи» посвящена московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е -1930-е годы. Это Лидия Агалакова, Меер Аксельрод, Лев Аронов, Мария Владимирова, Михаил Вогман, Кира Габрилович-Мосякова, Александр Глускин, Борис Голополосов, Товий Гусятинский, Георгий Ечеистов, Лидия Жолткевич, Мария Ильф-Тарасенко, Лев Зевин, Александр Китаев, Татьяна Козулина, Ева Левина-Розенгольц,  Сергей Маркин, Соломон Никритин, Георгий Павильонов, Серафим Павловский, Борис Петров, Николай Прокошев, Михаил Ранков, Елена Родова, Сергей Романович, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Антонина Софронова, Баки Урманче, Раиса Флоренская, Лидия Хромова, Константин Чеботарев, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес. Далеко не все они – коренные москвичи, но именно Москва объединила этих очень разных художников. Их судьбы, истории сохранения и обретения наследий тесно переплетаются между собой.

В зависимости от времени начала творческой деятельности можно выделить «старших» и «младших» художников. «Старшие» успели поучаствовать в объединениях и выставках, но уже с конца 20-х годов их стали подвергать жесткой критике за «живопись, глубоко субъективно и индивидуалистически преломляющую внешний мир», за «реакционно-упадническую работу», за «крайний индивидуализм», от которого «несёт мистическим бредом», за формализм и «придумывание».

Результатом для некоторых стало исключение из МОССХа, перевод в кандидаты, или просто отказ в приеме в Союз художников и, как следствие, невозможность участвовать в профессиональной художественной жизни: получать заказы и контрактации. «Младшие» художники начали активно работать в начале 30-х годов. Из-за схлопывания пространства свободы, из-за банальной невозможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях,  они были вынуждены  заниматься станковой живописью «в стол». На жизнь художники зарабатывали монументальной живописью, оформлением зданий и улиц, преподаванием, иллюстрацией книг и журналов, созданием декораций к спектаклям, росписью тканей, работой над детской игрушкой,  ретушью.

Сегодняшнему зрителю, привыкшему к многоплановости и разнообразию визуального языка, достаточно просто определить несоветскость античных и религиозных сюжетов  и  выразительный живописный язык Антона Чиркова и Ивана Свешникова, узнать влияние или цитирование Ван Гога, экспрессионизм Бориса Голополосова, Александра Глускина, Романа Семашкевича, Антона Чиркова, удивиться отсылкам к «новой вещественности» у Марии Ильф-Тарасенко, провести параллели между академизмом Сергея Эйгеса и Михаила Ранкова и живописью итальянского и голландского Ренессанса, но гораздо сложнее понять в чем именно «художественный формализм» и «мелкобуржуазность» Льва Аронова, Льва Зевина, Евы Левиной-Розенгольц, Сергея Маркина, Николая Прокошева и других художников. Взгляд внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения, – делало такое искусство  малопригодным для «изофронта».

На выставке тема женского творчества не выделена специально, но интересующийся зритель обратит внимание на не получивших профессионального образования Марию Владимирову, Марию Ильф-Тарасенко и Лидию Хромову, не участвовавших в официальной художественной жизни в 1930-40-е годы Лидию Агалакову, Татьяну Козулину, Еву Левину-Розенгольц, Надежду Свешникову, которые занимались  творчеством, стремясь к высокому уровню пластического и образного решения.

Выставка – дань памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001) – историка искусства, исследователя, внесшей неоценимый вклад в изучение отечественного изобразительного искусства 1920-х – 1930х- годов, возвращение целого поколения художников из забвения.

Выставка организована группой наследников московских художников «Плеяда» в сотрудничестве с Галеев-Галереей и Государственным Музеем Архитектуры им. Щусева. Мы выражаем признательность всем наследникам и частным коллекционерам, предоставившим живописные и графические работы художников, многие из которых будут показаны впервые или после тридцатилетнего перерыва – эпохальной выставки «Московские художники. 20 – 30-е годы», впервые представившей современному зрителю широкую панораму художественной жизни в Москве в послереволюционные десятилетия.

Проект был инициирован 1-ой Кураторской школой, организованной Еврейским музеем и Центром толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда.

https://ggallery.ru/exhibitions/1309/

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211201-rzlq/

http://rusavangard.ru/news/za-fasadom-epokhi-istorii-moskovskikh-khudozhnikov-1920-1940-kh-godov/?fbclid=IwAR0kIT7nMEzbEdx3RdXGqP7N3vakwWEzBp4-YVNGXoLF2P2aC_7ntLfvqeI

Лидия Агалакова. Автопртрет. 1934Николай Прокошев. Комната художника, 1935 - 1937Николай Прокошев. Комната сестры, 1937Николай Прокошев, Черемуха, 1933Николай Прокошев, Автопортрет, 1929Николай Прокошев. Новый Год, 1937Лев Аронов. Семья, 1948Лев Аронов. За шитьем. 1932-1933Лев Аронов. Материнство, 1938Лев Аронов. Интерьер на Казачьем, 1943Лев Аронов Старуха с трубкой. Калмыкия, 1940Лев Аронов. Натюрморт с вербой, 1945Лев Зевин. На набережной, Конец 1920-х - Начало 1930-х
1937

Пятая выставка московских живописцев

25 июня 1937 - 30 июля 1937

Москва. Всекохудожник Кузнецкий мост, 11

каталог выставкикаталог выставкикаталог выставкикаталог выставкикаталог выставкикаталог выставкикаталог выставкиЛев Зевин. Автопортрет (у мольберта), 1930-е, ГТГ
1937

Выставка московских художников

1937

Ялта, Крым

каталог выставкикаталог выставкикаталог выставки
1934

Выставка начинающих молодых художников г. Москвы

2 июля 1934 г.

Москва, Государственный Исторический музей

Открыта 2 июля 1934 г. в Москве, в залах Государственного Исторического музея.

Организована ДК ВЛКСМ.

Участвовало 390 художников, экспониропано 862 произведения (живопись, графика, скульптура, плакат).

Издан каталог: Выставка начинающих молодых художников г. Москвы. (Вступительная статья Полуянова). (Культпроп ЦК ВЛКСМ). М., «Всекохудожник», 1934.

Весь процесс подготовки к организации настоящей выставки шел под постоянным контролем общественности и центральной печати.
Это внимание об’ясняется тем, что выставка молодых художников является значительным событием на художественном фронте. О выставке в целом, об отдельных ее вещах можно спорить, но нельзя не согласиться с тем, что данная выставка является большим достижением на нашем изофронте; она сыграет огромную роль в дальнейшем воспитании и творчестве молодых художественных кадров.
Выставка задумана и организована ЦК ВЛКСМ. Почему именно комсомол взялся за организацию выставки? Это неслучайно. Ленинский комсомол играет важнейшую роль в культурной революции и в частности на фронте искусства, являясь здесь подлинным боевым помощником партии. В ноябре 1933 г. Центральный комитет комсомола принял развернутое решение «об участии комсомола в работе изо – организаций». В нем отмечалось, что при общих успехах советской живописи и скульптуры жизнь и работа ленинского комсомола совершенно недостаточно отображены в изобразительном искусстве. А ведь наша трудящаяся молодежь во главе с комсомолом стала одной из важнейших сил в социалистическом строительстве, она показывает героические примеры в борьбе за дело партии, за создание социалистического общества. В нашей стране партия большевиков создала новое, чудесное поколение молодых борцов за коммунизм,— жизнь, борьба, учеба, победы которого дают богатейший материал для творческой работы художника.
И мы хотим, чтобы наши художники энергично искали среди молодежи для своих полотен наиболее яркие, живые, увлекательные темы, так же, как наша молодежь с большевистской страстью ищет разгадки научных тайн. И с этой целью ЦК ВЛКСМ наметил в своем решении организовать «Всесоюзную художественную выставку, отражающую жизнь и борьбу ленинского комсомола и трудящейся молодежи за социализм».
В этой выставке могут, — и мы уверены, будут, — участвовать все художники нашей страны.
В порядке подготовки к этой грандиозной выставке организуются выставки молодых художников в Москве, Ленинграде, Харькове. За последние годы молодыми художниками но настоящему никто не занимался. Молодые кадры изоискусства были предоставлены сами себе, МОССХ до самого последнего времени дальше разговоров и деклараций о работе с молодежью не шел. Не оказывал достаточного внимания молодежи и Наркомпрос.
Данная выставка явилась большим событием для молотых живописцев, графиков, плакатистов, скульпторов, она вызвала большой творческий под’ем в рядах молодежи, открыла перспективы для творчества  сотням людей.
И вся организация выставки, открытое жюрирование, метод откровенной критики в присутствии художника сыграли огромную воспитательную роль. Многие молодые художники Первые получили оценку своих работ, так как до сих пор наша изокритика молодежью почти не интересовалась.
Нашей задачей при организации выставки было: выявить и узнать, какова у нас молодежь на изофронте, какими путями идет она, как идеи социалистического реализма входят в творческое сознание молодых художников, каков уровень мастерства, какова техника, может ли молодежь решать задачи отображения нашей социалистической действительности.
И вот вое лучшее отобрано. Из многих тысяч осталось несколько сот живописных я графических работ. Какую же оценку можно дать открывающейся сегодня выставке? Оправданы ли наши надежды?
Мы имеем надежные кадры молодежи на изофронте. Отрадно, что молодежь, за небольшим исключением, не находится в плену формалистических тенденций. Молодые художники все больше и больше овладевают мастерством, правильно решают вопросы усвоения культурного наследства, критически перерабатывают его и решительно выходят на путь социалистического реализма.
Можно в пример привести Бубнова А. П. с его картиной «Белые в городе», Одинцова с его «Рапортом комсомольцев», Лукомского с серией портретов, Катину с ее радостными, бодрыми картинками о детях, Малькова и др.
Но все же надо со всей прямотой заявить, что большинство молодежи пишет еще плохо, мало работает над своими вещами, иногда слишком легко относится к ответственному званию молодого художника советской страны.
Учиться страстно, упорно, учиться у лучших мастеров технике, учиться у нашей жизни уменью отбирать темы, быть больше и глубже связанным с действительностью, с массами — вот что нужно пожелать молодым художникам.
Тематика молодых художников нас пока еще никак не может удовлетворить. Мы не против пейзажей, натюр-мортов, нет, мы против плохого их выполнения. Делайте их такими, чтобы у рабочей молодежи развивалось чувство понимания, ощущения красоты, лирики, бодрости. Но этого мало. Работа только над пейзажем и натюрмортом свидетельствует об отрыве молодых художников от нашей действительности. Замечательные темы нашей борьбы за новую жизнь ждут кисти молодого художника. Свое место бойца за социализм молодой художник, воспитанный советским ВУЗ’ом, обязан в первую очередь определить тем, что он будет отображать нашу героическую борьбу за бесклассовое общество, а не убегать от этой борьбы не спокойному любованию природой, яблоком или шляпой, быть в гуще этой борьбы, вместе со всей молодежью чувствовать радости побед, трудности борьбы. Нашей художественной молодежи надо быть поближе к жизни, которая создается в нашей стране, надо вплотную подойти к героическим людям, перестраивающим эту жизнь.
Тов. Косарев на московском собрании художников, и докладе о XVII партс’езде, сказал: «живопись должна творить действительно красивые произведения, которые волновали бы нас, заражали, вдохновляли на осуществление тех задач, которые поставлены перед нами XVII партс’ездом.
«Вот к такой совместной творческой работе вас призывает ленинский комсомол, и я уверен, что мы здесь найдем общий язык».
Организация выставки установила тесную связь комсомола и художественного молодняка. Комсомол, Наркомпрос и художественные организации должны закрепить результаты первой выставки конкретными делами: организацией студий, творческими командировками, .связью художественного молодняка с заводами, совхозами, колхозами, с их знатными людьми, и тем самым помочь советскому молодому художнику в создании полотен, вполне достойных нашей эпохи.

ПОЛУЯНОВ.

Лев Аронов "Калиновские колхозницы"Обложка каталогаЗадняя обложка каталогаКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставкиКаталог выставки