Михаил Федорович Киселев – “Лев Аронов”

Лев Аронов. Спящий ребенок, 1943

В автобиографии Аронов писал, что он в своих работах хочет передавать время, в которое ему привелось жить и трудиться. Это время постоянно ощущается в произведениях мастера. Оно чувствуется и в казалось бы камерных, глубоко личных, «семейных» вещах. Во время войны Ароновым была написана картина «Спящий ребенок» (1943) . В холодной, нетопленой комнате спит на диване, укрывшись теплым пледом, девочка. Общая коричневая гамма сумрачна по звучанию. В ней есть настороженность, даже некоторая суровость, передающая общий настрой того периода, когда создавалось произведение.

Эмоциональная роль среды, ее одухотворенность — вот при помощи чего достигается выразительная поэтичность в работах Аронова. В «Материнстве» 1938 года богатство солнечных рефлексов, дрожащих в зелени сада, бросающих блики на фигуры матери и ребенка, создает трепетность настроения, которое человек как бы излучает из себя во внешний мир. Внутренняя тревога есть и в полотне «Поцелуй» (1944) . В этом парном портрете темного фона постепенно выступают лица ребенка и прижавшей его к себе женщины. Грустным вопрошающим взором смотрит детское личико на зрителя. Динамичная и энергичная живописная манера создает состояние внутренней взволнованности. В картине поражает свобода живописного исполнения, сочетающаяся с очень выразительной лепкой формы.

Живой подвижный мазок призван выразить психологическое состояние портретируемых. В этой вещи есть большая глубина проникновения в духовную жизнь человека, есть здесь и явная трагическая нота. Всматриваясь в картину, чувствуешь в ней что-то родственное образам Р. Р. Фалька. Явно выраженная сложность мира ребенка вызывает в памяти и другие ассоциации. Вспоминаешь великих портретистов-психологов прошлого и в первую очередь Рембрандта. Аронов очень хорошо знал и любил старых мастеров. Причем больше всего его интересовали художники, в искусстве которых на первое место выдвигались задачи раскрытия духовной сущности человека — Рембрандт, Микеланджело. В свое время Аронов задумал даже написать картины, посвященные жизни обоих художников. Эскизы этих картин представлены на выставке; особенно выразителен эскиз к картине «Рембрандт» (1939), смелый по живописи, психологически острый по характеристике.