Михаил Федорович Киселев – “Лев Аронов”

Лев Аронов. Старуха с трубкой, 1940

Пристальный интерес к человеку, к его мыслям и думам позволил Аронову создать целую галерею очень интересных портретов. Модели портретов очень разные: это и представители творческой интеллигенции — художники, музыканты, писатели, артисты, это и крестьяне, это и калмыки-скотоводы. Люди различных судеб и профессий интересует мастера, который в каждом из портретируемых подчеркивает его значительность именно как человека со своим индивидуальным характером и всегда богатым строем чувств. Ценность человеческой личности выражена и в «Старухе калмычке» (1940), где подчеркнута ее самобытность, умудренность жизненным опытом. Этим качеством отмечен и «Портрет колхозника Макарова» (1970), раскрывающий внутреннее достоинство крестьянина-труженика.

Даже изображая обнаженную модель, Аронов решает не просто формальные задачи передачи различных ракурсов и поворотов тела. И в эти работы вносится психологический момент, так что каждое «ню» превращается в сложный образ, то лирический, то остро драматический.
Бесконечно влюбленный в жизнь, в многообразие мира, окружающего нас, Аронов старался передать все свои впечатления от действительности в искусстве. Не было такого жанра живописи, к которому он бы не обращался. Аронов писал и тематические картины, и натюрморты, и пейзажи. Среди удачных тематических композиций можно назвать полотно «Мечты» (1960), находящееся в Саранской картинной галерее, многофигурные работы «Студенты» (1970), «Студентки» (1970) и др. И все же не эти вещи определили творческое лицо мастера. Зато пейзаж и натюрморт — это, действительно, неотъемлемая часть художественного наследия Аронова. Без этих жанров невозможно представить себе его искусства.

За свою жизнь Аронов написал много пейзажей. Еще в 1940 году он привез из Калмыкии целую серию тонких по живописи пейзажных этюдов. В них уже отчетливо видны особенности Аронова-пейзажиста. Художник любит изображать природу в ее переходные состояния: перед заходом солнца, в утренние часы рассвета. Мастер верно улавливает оттенки освещения, он находит точные соотношения цвета, что дает ему возможность передать лирическую ноту надвигающегося вечера или пробуждения природы после ночного сна.