Т. Моисеенко – Статья к каталогу выставки 1969 г.

На выставке произведений московских художников, посвященной 50-летию Октября, была показана еще одна значительная работа М. В. Добросердова «Письмо матери от боевых товарищей». В этой картине, по словам самого художника, он хотел выразить высокую нравственную чистоту матери и молодого солдата. Лицо матери пленяет своей духовной красотой. В ее глазах, потемневших, ставших почти черными от страшного горя, столько страдания, что смотреть на нее без глубокого волнения невозможно. Нам понятно душевное состояние бойца. Он совсем молод, почти юноша. Впервые в жизни он видит такую сильную человеческую скорбь. Она потрясла его, наполнив сердце сыновней любовью и уважением к матери погибшего друга. Картина написана в очень строгих, даже суровых тональных отношениях. В ней все возвышенно и жизненно правдиво.
Анализируя это полотно и вспоминая картину 1961 года «Прощание», интересно отметить рост мастерства художника. Задачи живописца стали гораздо сложнее. Эволюция мастерства художника идет в направлении более строгого, жизненно правдивого психологического и пластического решения тематической картины. Колористическое богатство, ритм, цельность композиции рождались как следствие значительности и красоты содержания.
Прошло более двадцати лет с тех пор как кончилась война. Но раны в сердцах людей не заживают. Со временем боль и гнев становятся осознанней и глубже, перерастая в великую народную борьбу против насилия и войн. Вот почему не ослабевает сила эмоционального воздействия гуманистического искусства М. В. Добросердова, взволнованно зовущего людей к миру и добру.
Наряду с тематическими полотнами, художник много работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. На основе непосредственного впечатления был написан портрет «Маша — работница авиационного завода (Военные годы)», относящийся к 1943 году. Трудное это было время. Фронт требовал все новых и новых сил. На заводах, фабриках и колхозных полях мужчин заменили женщины и подростки. Здесь был тоже фронт, такой же тяжелый и жестокий. Вглядитесь, какое не по-детски суровое лицо у этой милой девчушки, какая бесконечная усталость в ее глазах. Художник мастерски передал ощущение душного  воздуха цеха,  атмосферу напряженного труда.
В творчестве М. В. Добросердова детская тематика занимает особое место. Он писал и пишет много детских портретов, исполненных маслом, акварелью, карандашом. Его привлекает чистота, непосредственность, удивительное своеобразие детской души. Наиболее интересны такие работы, как «Девочка в шубке», «Мальчик с уздечкой», «Девочка из колхоза» и другие.