Т. Моисеенко – Статья к каталогу выставки 1969 г.

На выставке немало пейзажных полотен. В этом жанре М. В. Добросердов проявил себя тонким и своеобразным мастером. Он изумительно верно и свежо передает красоту русской природы. В самом простом незатейливом мотиве он видит значительное, по-своему прекрасное. Пейзажные работы, небольшие по размеру, с первого взгляда они кажутся этюдами. Но, вглядитесь внимательней. И вы почувствуете, увидите в них нечто большее. В каждой картине — своя мысль, свое чувство. Они очаровывают, захватывают как миниатюрные стихотворения, как лирические музыкальные мелодии. Нередко пейзажи М. В. Добросердова — это запись непосредственного впечатления от увиденного в природе. Но запись искренняя, взволнованная. Мы радуемся вместе с художником, любуясь прелестью молодой елочки, веткой яблони с налившимися соком плодами, свежестью весеннего дня, душистым ароматом сена, солнечными бликами на заснеженной деревенской улочке. Пейзажные полотна М. В. Добросердова отличаются глубокой поэтичностью, трепетным лиризмом, живописной выразительностью.
С подкупающей искренностью пишет художник натюрморты. Это как бы повод, еще одна возможность для выражения мыслей, ощущений, настроения. Они очень разнообразны по эмоциональному строю, каждый несет в себе свое характерное, неповторимое. В «Натюрморте военных лет» мы видим на полотне закопченное ведро, несколько картофелин и кухонный нож. Казалось бы, что можно выразить в таком незамысловатом мотиве? Но в том и. заключено мастерство художника, что он сумел рассказать нам многое. Тяжела жизнь людей, для которых эти предметы были почти единственными в их домашнем обиходе. Мы проникаемся особым уважением к простым вещам, которые помогли человеку во время войны жить и бороться. Гамма серых, умбристо-черных, бледно-охристых тонов, упругие тугие формы еще больше усиливают ощущение сурового трудного времени.
Натюрморты М. В. Добросердова отличаются большой взволнованностью, глубоким человеческим чувством. В них то задушевное раздумье, вызванное увядшими веточками бузины, то искрометная радость в букете ярких полевых цветов. Сколько нежной поэтичности в «Цветке на окне» и «Первой зелени», трепетного лирического чувства в букете осенних листьев. Суховатая, несколько резкая манера письма работ начала 30-х годов сменяется изысканной сдержанностью красочной гаммы, тонкостью цветовых отношений в натюрмортах более позднего времени.
Художник много работал над натурой, стремясь передать предмет в его живой плоти, материально, убедительно. Чрезвычайно требовательный к себе, он всегда в поиске, в неустанной работе над совершенствованием средств художественного отображения жизни.
М. В. Добросердов был и остается глубоко национальным, истинно русским художником-реалистом. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с судьбой родной страны, родного народа.