Гневной силой и суровой правдой образно-эмоционального строя волнует картина «Мать». С большим мастерством воссоздает художник накал переживаний и чувств нашего народа в период Великой Отечественной войны. Вспомните, сколько людей, так же, как мать, которую мы видим на полотне, шли по дорогам войны в поисках своих родных и близких. Великое страдание народа рождает великий гнев. Нет большего горя для матери, чем потерять своих детей. Ее страдания, ее боль неизмеримы. Но она не сломлена. Напротив, во всей ее фигуре, стремительной, порывистой, в глазах, горящих священным огнем, — воля к борьбе, призыв к мщению. Драматичность и острота образа определили цветовое и композиционное решение полотна. Мазок энергичный, эмоционально насыщенный. Светотеневые контрасты приглушенных тонов усиливают внутреннюю напряженность, взволнованность изображения.
Тема борьбы и гнева, боли и страдания, которые принесло нашему народу фашистское нашествие, нашла свое дальнейшее художественное воплощение в произведении 1947 года «Скорбь». Последующие годы М. В. Добросердов напряженно трудился еще над одним из полотен этого цикла — «Солдат, утоляющий жажду». Когда началась Отечественная война, этот образ как-то сразу возник в сознании художника. Но в то время он сделал только эскиз, а осуществить свой замысел ему удалось несколькими годами позже. Оставаясь предельно правдивым и искренним в решении этого простого сюжета, живописец сумел взволнованно выразить в нем мысль серьезную и философски глубокую. Война требует от человека мобилизации всех духовных и физических сил, а зачастую — и саму жизнь. Вот эту тяжкую работу честно и беззаветно выполняет молодой боец. Он только что вышел из боя, в нем все напряжено от недавней борьбы, Жадно пьет он воду, чтобы освежиться, набраться новых сил. Его фигура замерла как бы на мгновенье, весь он в движении, в порыве — вперед, снова в бой, в сраженье. Итак до конца войны, до победы.
Суровая возвышенность образа нашла свое убедительное художественное воплощение. Живопись плотная, материальная, тона густые, теплые. Мы остро чувствуем взволнованное живое дыхание правды.
К сожалению, на выставке не представлена картина «Женщина за починкой шинели». Обобщенный образ Матери-Родины, собирающей своих сыновей на борьбу, в бой за свободу земли Советской, захватывал сложной гаммой чувств. Здесь — и глубокая материнская скорбь за тех, кто не вернется домой, и великая вера в победу.