Надежда Владимировна Плунгян – “Лев Аронов”

Лев Аронов. Городскои? пеи?заж, 1957

Живя за счет заказов (один-два в году) и редких возможностей продать несколько натюрмортов, Аронов все больше увлекается пейзажем. Он непрерывно работает; не принимая во внимание вынужденную бедность материала (в основном это небольшие картонки), он создает серии видов, нередко объединенных общим, по-разному трактованным, мотивом. Эти работы отличает, в целом свойственное живописи сороковых, максимально скрытое, приглушенное содержание при богатстве формального решения. Серые и маловыразительные для стороннего взгляда, деревенские пейзажи, надолго сделавшие Аронова «сельским» художником, характеризуют его искусство лишь с внешней стороны. В действительности художник последовательно ограничивал доступное поле живописных задач, часто подолгу работая над одной темой: подобно ленинградским коллегам, его интересовали лишь перемены эффектов освещения, гармония цвета и композиции. При этом интересна и крайне удачна и серия портретов колхозников, в которой художник, наперекор заказной тематике, показывает возможность увидеть череду реальных характеров.

В этот период Аронов вновь существует достаточно обособленно от других мастеров. Хотя в его вещах 1940-50-х можно увидеть известную близость Фальку, Зевину или ряду ленинградцев, работавших в условно намечаемом русле влияний импрессионизма и дивизионизма (Суков, Шур и другие), эти параллели никогда не становились центральными.

Можно сказать, что в живописи Льва Аронова с самого начала отсутствовала как фигура «учителя», так и сама тема долженствования в искусстве. В поздние годы эти особенности дали ему возможность легко пробовать разные манеры и техники, не связывая себя с единственным стилем. В середине 50-х он ищет новую выразительность, свойственную времени – пробует использовать в заказных полотнах «молодежные» темы, испытывает интерес к линогравюре и создает в этой технике несколько прекрасных вещей. Отдельно стоит отметить тему быстрого рисунка фломастером, возвращающая Аронова в 1930-е, к ранним упражнениям в эскизности. Однако и здесь художник старается не отставать от времени, постоянно используя в этой графике достижения журнального рисунка 60-70-х.

В 1973 г. в залах МОСХ прошла посмертная выставка Аронова. Решение на время вернуть работы художника в эти стены заставляет под новым углом взглянуть на его наследие и по-новому оценить его, дополнить представления как о личности и мастерстве Аронова, так и о медленно восстанавливаемой картине реальной художественной жизни советского периода.

Н. Плунгян [Опубликовано в каталоге выставки, посвященной столетию со дня рождения Л.И. Аронова. Москва, 2009]