Абрам Ромм – “Лев Зевин”

Лев Зевин. За кулисами цирка, 1940

Возможно, круг его мыслей более ограничен, чем у других его сверстников, писавших ежегодно дли выставок громадные картины на исторические и злободневные темы. Надо признать: Зевин не художник широких замыслов, композиции со множеством фигур его не привлекали и, строго говоря, не были ему по силам. Ибо он очень дорожил живописными качествами, знал, что большие полотна несовместимы со скоростными темпами. Он не гнался за внешним успехом, предпочитал накапливать силы, не любил поверхностной и искусственной художественной практики. То, чего недоставало, – широты замысла, драматической занимательности сюжета — искупалось искренностью эмоций и качеством выполнения.
В этом смысле Зевин не был одиночкой. За два – три года до войны в советской живописи и скульптуре обнаружилась особая направленность некоторой части молодых художников, говоря кратко, – интимизм и лирическая настроенность в пейзаже и портрете: в картинах – жанр, а не история, стремление в первую очередь отразить частную семейную жизнь советских людей и лишь через нее общественное лицо, в повседневном быту открыть значительность и красоту. Евреи-художники оказались особенно восприимчивы к подобной направленности: кроме Зевина, надо назвать еще мастеров пейзажа и портрета акварелистов Горшмана, Могилевского, Аксельрода, Рубинштейна автора хорошей картины «Молодежь слушает концерт», и наиболее близких к Зевину участников вставки 1940 года – Аронова и Пейсаховича.
У Зевина в последние годы появилась своя содержательная тема, излюбленная и этими двумя художниками, такими же, как и он, поклонниками Ренуара и Коро. Рождение сына было дал Зевина не только семейным событием, в его творчество вошла вечно таинственная, заманчивая тема материнства и потребовала воплощения. Многочисленные изображения жены с ребенком в скромной комнате или в саду, в деревне проникнуты теплым чувством, написаны в ласкающих глаз несколько расплывчатых сочетаниях нежно-зеленого, голубоватого, жемчужно-серого и розового, пронизаны лучами мягкого света.Казалось, что, по мере роста сына. растут и картины художника. Сначала то были беглые наброски, они выросли в солидные этюды, а его двойной портрет жены и сына у раскрытой двери балкона, его «Купание ребенка» – картины выразительные и завершенные в смысле единства композиции, колорита, световых решений.