Осип Мартынович Бескин – “Арон Иосифович Ржезников”

Не случайно среди научных работ Ржезникова есть исследование об импрессионизме, Сезанне и старых мастерах, в котором он стремится доказать (и делает это, в основном, убедительно) необходимость синтеза импрессионистической непосредственности восприятия природы, сезанновской композиционной конструктивности и тональносветовой обобщенности и предметности старых мастеров. «Поль Сезанн, — пишет Ржезников, — был глубоко непосредственен и в такой же мере рационален, это противоречие не из неразрешимых; наоборот, это очень хорошее, творчески толкающее вперед противоречие, преодолеваемое в непрерывном росте художника как реалиста (А. Ржезников. Поль Сезанн. — «Искусство», 1940, 9 2, стр. 129.)).

Чрезвычайно интересно сравнить эту мысль Ржезникова со взглядами Анатолия Васильевича Луначарского, высказанными им в 1914 году в связи с выставкой Сезанна: «Вы чувствуете, как тяжела его рука, но вы чувствуете также, как полновесны его мысли, настроения.

Сезанн выступил почти одновременно с импрессионистами. Казалось, что он поделил мир пополам с благоуханным Мане, с детски-солнечным Ренуаром, с мерцающим Синьяком. Те взяли себе атмосферу, трепет эфира, переливы светотеней, игру бликов и отражений — все, что лучится, что мреет, что зыбко. Мир для них — фата-моргана, целиком порождение света и откровение бытия в глазу.

Сезанн все это от себя презрительно отбросил: он оставил себе костяк природы. Для него мир — это объемы и массы. Он поставил перед собой бесконечно трудную задачу — передать на полотне, на плоскости одними красками вещность, осязаемость, самоутверждение материального, в глубину простирающегося массива — телесность мира [...]. Вот почему Сезанна [...] приходится признать [...] одним из борцов за тот художественный синтез, к которому устремляется и к которому придет человечество» (А. В. Луначарский. Об изобразительном искусстве, т. 1. М., «Советский художник», 1966, стр. 197—199. )

Ржезников никогда механически не противопоставлял традиционализм и новаторство, если последнее было действительно подлинным и органическим. Он утверждал, что они всегда идут рука об руку; там, где традиционализм пытается выступать сам по себе, он создает только нелепую пародию на великие когда-то достижения; новаторство, оторванное от завоеваний прошлого, вырождается в безответственный авантюризм» (А. Ржезников. Поль Сезанн. — Искусство, 1940, № 2, стр. 128.)

В лице Ржезникова мы имели художника, мыслящего исторически и умевшего объективно смотреть как на устремления современности, так и на великие достижения искусства прошлого.