Возвышенное представление о прекрасном сообщает интимно пережитому масштаб значительного, частному — всеобщность. «Пройдя долгий путь, подвергнувшись перекрещивающимся влияниям, Зевин не только не потерял себя, но, наоборот, приобрел многое, он умел видеть в искусстве различных художников существенное, а именно — решение основных проблем живописи. С самого начала своего развития его учителями ему была сделана прививка настоящего в искусстве. Это и природный вкус раз и навсегда уберегли его от пошлости. Шагая рядом с великими, он не зевал, не смотрел вверх, желая иметь похожее выражение лица, а только стремился идти в томже направлении. Дорога была трудна, но он трудности преодолевал. Артистичность пронизывает все его существо. Обладая экспансивной натурой, он часто оставляет вещи незаконченными, если удается передать чувство, которым он взволнован. Зевин страстно любит искусство и любит жизнь за то, что она радостна» [14].
Это написано в конце 40-го. 6 июля 1941 года Лев Зевин, преподаватель Художественного училища памяти 1905 года, в рядах ополчения ушел на войну. Осталась его живопись. В ней доброта, честность, большие традиции.
Примечания
1. Е.Я. Революционное искусство Витебска. — Заря Запада, 1929, 19.08.
2. Милашевский В.А. Предыстория «13», 1986. Машинопись.
3. «Воспоминаний свиток» о Л, Зевине, написанный Г. Г. Филипповским по моей просьбе в 1980-х годах для этой книги, фрагментарно использован М. А. Немировской в книге: Художники группы «Тринадцать». М. 1986.
4. Натан Михайлович Эфрос, в юности — ученик Ю. М. Пэна, в «Записках чтеца» (М. 1980) рассказывает, как заражены были его друзья в Народной художественной школе «буйством красок Шагала». (На фотографии 1919 года, где Шагал среди учеников, Зевин — у его ног). «Вскоре Марк Шагал уехал из Витебска, живописные мальчики подчинились влиянию Малевича».
5. Ромм А. Выставка в Витебске. — Искусство (Витебск), 1921, №4-6.
6. О чем сообщалось в «Красной ниве» (1925, №45); там же репродукция картины Семья
7. Филипповский Г.Г. См. прим. 3.
8. Эфрос А. По художественным выставкам. — Прожектор, 1929,№22.
9. Jewish primitivists. – Jewish Chronicle (London), 1930, 24.10.
10. В Биробиджане, куда он был командирован в 1934 году с группой молодых художников (М. Аксельрод, Р. Гершаник, М. Горшман, И. Зисман, Б. Розенблит и др.) Обществом землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), написал двадцать пейзажей и жанровых композиций и оформил осенью 1935 года поставленный А.В. Айзенбергом спектакль «Клад Наполеона» по пьесе Шолом-Алейхема «Голдгребер». Вскоре «Голдгребер» был возобновлен ими в Одесском театре.
11. Лабас Елена. Рост. — Комсомольская правда, 1929, 25.05.
12. Воспр. см. на цв. вкладках «Советише Геймланд» (1975, №6; 1986, №1); Ройтенберг О. Они погибли на войне, — Искусство, 1985, №4; а также описание пропавших работ в ст.: Ромм А. Л. Зевин. М., Совинформбюро, 1944.
13. В ряде рецензий 2-й половины 1930-х годов отмечались его «скромные, никогда не бьющие на эффект работы» (Борисов Д.. Лев Яковлевич Зевин. Купание сына. — Творчество, 1939, №1); «Безупречная точность валеров, крепкая фактура, насыщенность цвета» (Герман А По мастерским художников. Л. Зевин. — Советскоеискусство, 1939, 14.02); «Тонкость поэтического душевного содержания (Бескин Осип. Пять художников, — Советское искусство, 1940, 27.10);
14. Из рукописи неизвестного автора (предположительно А, О. Гиневского) «О выставке пяти» — 1940 (Л. Аронов, М. Добросердов, Л. Зевин, А, Пейсахович, А. Ржезников).
Литература: ББС, т. 4, кн. 1, с. 278; см. прим. 1, 5, 8, 11, 12, 13; Ройтенберг О.— Панорама искусств 4. М., 1981; она же, — Искусство, 1985, №4; Немировская М,— В сб. : «13». М., 1986;