О. А. Гощанская – “Творчество художника Николая Ивановича Прокошева”

Н.И. Прокошев Мальчик в красной рубахе 1920-е Холст, масло. 68 х 52

Несмотря на болезнь и сложности с экспонированием работ, Прокошев не желал любой ценой стать членом того или иного художественного объединения. Вместе с C.А. Павловским, Ю.С. Павильоновым, К.В. Эдельштейном он отказался в 1930 г. принять лестное приглашение К.Н. Истомина вступить в общество «Четыре искусства» [4]. Истомин очень переживал за судьбу общества, ставшего мишенью для РАПХа и АХРРа, и «хотел откликнуться на призыв к созданию советской тематической картины на полном серьезе и со всей искренностью», как вспоминал В.Б Эльконин, один из участников той встречи [4, 227]. С этой целью Истомин пригласил к себе группу талантливых студентов, но неожиданно получил “жесткий отпор со стороны своих учеников, а они разошлись вовсю» [4, 227]. При этом “очень основательно возражал Прокошев — вятич, тесно связанный с крестьянством и отчетливо понимавший уже тогда то, о чем все заговорили теперь”, писал Эльконин в 1990 г. [4, 227]. Что же произошло? Молодые художники не захотели идти на компромисс, они отстаивали свободу творчества, чему учили их преподаватели, в том числе и сам Истомин.

Эта история является важным ключом к портрету Н.И. Прокошева. Он был трезвомыслящим человеком и, очевидно, не разделял оптимизма по поводу происходивших в стране перемен, глубоко их переживал, и это нашло прямое отражение в его творчестве. Прокошев ставил перед собой собственные художественные задачи. Его жанром были портреты друзей и близких, пейзажи, натюрморты и жанровые сцены. Но внутреннее беспокойство и яркость его натуры выразились в экспрессионистическом подходе к живописи.

К счастью, Прокошев состоял в Горкоме художников, профсоюзной организации, устроившей несколько выставок с участием его работ. В 1936 г. прошла персональная выставка, организованная Горкомом * для оказания помощи болевшему туберкулезом молодому художнику. В семье сохранились протоколы обсуждения этой выставки с рецензиями В.А. Фаворского, В.Е. Татлина, П.В. Митурича, И.Е. Хвойника, В.Б. Эльконина и других **. Эти архивные документы являются свидетельством того, что творчество Прокошева характеризовалось современниками как «бесспорно талантливое», отмечались его «наблюдательность», «лиричность», «свежесть». Митурич обращал особое внимание на рисунки Прокошева, которые оценивал выше его живописи. А Фаворский хвалил живопись, в частности говорил о «культурном и чутком» отношении художника к цвету, в портретах отметил «и правдивость и серьезность».

__________________________________________________________________________________________________________________________________

* Выставка носила характер закрытого просмотра и не была доступна широкой публике, на что сетовали сами художники. См.: Протоколы № 1–2. Обсуждение закрытой выставки-просмотра работ тов. Н.И. Прокошева 11–13.09.1936 г. // Архив семьи Прокошевых (г. Реутов).

** Протоколы № 1–2. Обсуждение закрытой выставки-просмотра работ тов. Н.И. Прокошева 11-13.09.1936 // Архив семьи Прокошевых (г. Реутов).