Думаю, что оба портрета были созданы приблизительно в одно время и не ранее 1926 г. Общее в композиционном построении — неглубокое пространство с полуфигурой сидящего человека, максимально приближенной к зрителю, выстроенная тень, насыщенный нейтральный фон — указывает на уроки ВХУТЕМАСА и Истомина. Кроме того, оба портрета могли быть написаны под впечатлением от Музея Нового Западного Искусства в Москве. По предположению жены Татаурова, Прокошев написал этот портрет в 1926–1929 гг.*. К «Портрету художницы Агалаковой с мандолиной» в семье Прокошевых сохранился карандашный эскиз 1928 г., позволяющий уточнить датировку: 1928 г., а не 1920 г., как указано в каталоге [1, с. 91-92]. Прокошев и Агалакова познакомились на II курсе в мастерской Демидова, то есть, не ранее 1922 г.
К этому же периоду относятся три портрета, отличающиеся от предыдущих тем, что в них нет яркой колористической экспрессии. Это «Автопортрет с тальянкой» (ВХМ, 1926) **, «Портрет пианиста В.А. Попова» (ВХМ, 1928), друга Николая Прокошева, а также «Портрет В.И. Прокошева, брата художника» (ВХМ, 1928). Использование холодной серо-голубой гаммы позволило создать в этих портретах утонченные образы, вместе с тем экспрессивные и полные духовной энергии, благодаря свободным летящим мазкам, строящим форму нервных пальцев, заостренным чертам лица, пристальным взглядам.
По болезни Прокошев вынужден пропустить IV курс. В 1930 г. он предпринимает попытку закончить обучение и едет в Ленинград, куда перевели монументальное отделение живописного факультета. По приезде попадает в больницу, а выйдя, возвращается в Москву, не закончив учебу в институте***.
Вернувшись, Прокошев делает предложение Лидии Агалаковой, они устраивают «веселую свадьбу, получив в Горкоме карточки на 2 кг черного хлеба», и поселяются на станции Влахернская под Москвой****. О.О. Ройтенберг назвала дом Прокошева-Агалаковой «добрым очагом» для художников [3, с. 40]. Здесь собираются их друзья, бывшие однокурсники, вятичи. Сюда приезжает Юрий Павильонов вместе с Владимиром Татлиным, дружившим с Прокошевым и Агалаковой.
___________________________________________________________________________________________________
* Окунь Н.М. Воспоминания // Архив Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.
** Известно, что художник хорошо играл на многих музыкальных инструментах, особенно любил тальянку и мандолину.
*** Письма Л.Н. Агалаковой к Н.П. Мартыновой // Архив Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.
**** Там же.