О. А. Гощанская – “Творчество художника Николая Ивановича Прокошева”

Илл. 3 Н.И. Прокошев. Комната художника. 1935-1937. Холст, масло. 89,5 х 99,5

Картина «Комната художника» по композиции напоминает «Спальню в Арле» Ван Гога (1888). Прокошев не случайно помещает в картине рядом со своими работами репродукцию автопортрета Ван Гога. Примечательно, что именно этот автопортрет висит на стене в картине Истомина «Вузовки» (ГТГ, 1933). У Истомина автопортрет Ван Гога — это символ любви к живописцу, которого он считал «своим Вергилием», символ серьезного отношения к искусству как к тяжелому труду и жизненному подвигу. Такое же значение имеет автопортрет Ван Гога и в картине Прокошева, но еще становится знаком причастности к кругу Истомина. Темный силуэт Агалаковой с характерной короткой стрижкой напоминает образ сестер из картины Истомина «Вузовки». Композиция «Комнаты художника», построенная на двойном свете, льющемся из окна, то, как написан красный стул на первом плане и положен свет на стол, свечение цвета в тени и само общее цветовое пространство, — все указывает на школу Истомина и обращение к самой лучшей его картине. Но есть и существенное отличие — это настроение. Если у Истомина в картине холодный колорит, строгость, духовное напряжение, то у Прокошева — теплая, солнечная палитра, передающая оптимизм молодости, радость бытия, даже любование уютом в доме, созданном любимой женой. Прокошев, словно художник-примитивист, замечает предметы, перечисляет их как зацепки, которые помогают ему укрепить связь с жизнью. Этого не было и не могло быть в живописи Истомина. И все же эти две картины схожи по своей сути — они сфокусированы на жизненных и творческих принципах и ценностях обоих художников. Истомин в «Вузовках» рассказал про судьбу художника и живописи, которая для него была главной ценностью. Прокошев в картине «Комната художника» раскрыл свое мировоззрение: любовь к женщине, своей музе, которая до последних дней будет рядом с ним, музыке, звучащей в его картинах, живописи, которой он подвижнически служил.

Последние полотна Прокошева становятся все более светлыми и насыщенными по колориту, солнечными. Такова одна из его последних работ «Ёлка» (частная коллекция, 1937), в которой маленький сын Илья любуется лесной красавицей.