О. А. Гощанская – “Творчество художника Николая Ивановича Прокошева”

Н.И. Прокошев. Автопортрет. Сентябрь 1931. Бумага, карандаш. 43 х 31,5

Прокошев много работает в начале 1930-х гг. Наблюдает и делает наброски даже в электричке. Сохранились зарисовки спящих мальчишек, укутанных платками женщин. Рисунки 1930-х гг. отличаются большой световой насыщенностью. Прокошев трудится над проблемой передачи света, разнообразя палитру штрихов. В карандашном «Автопортрете» (частное собрание, 1931) петельчатые штрихи, строящие фон, словно сети улавливают свет. Особенной световой лучистостью отличается рисунок «За вязкой рыбацкой сети» (частное собрание, 1932).

В 1930-х гг. Прокошев создает цикл карандашных портретов своих друзей и близких, зарисовки животных, жанровые сценки. Все эти рисунки датированы, и перед нами предстает целая вереница людей и дней, из которых складывается картина жизни художника. Хотя в полемике о соотношении рисунка и живописи на обсуждении выставки в 1936 г. Прокошев назвал себя живописцем, а свои рисунки — лишь материалом для живописи, это не совсем так. У него есть самостоятельные по отношению к живописи графические работы.

Лидия Агалакова подрабатывает, веря в талант мужа и давая ему возможность заниматься живописью и лечиться в санаториях Подмосковья и Крыма, где художник собирает материал для будущих картин. Так возникла картина «Утятник санатория Гребнево» (Нукус, 1934). В ней можно уловить чувство музыкального ритма, которым владел художник. Композиция, построенная на ритмике белых и черных цветовых пятен, напоминает нотный стан, а утки, словно ноты в аккордах, образуют жизнерадостную музыкальную багатель. В семье сохранился детальный эскиз от 3 сентября 1934 г., позволяющий уточнить дату создания этой картины.

Нам посчастливилось обнаружить несколько детально разработанных и датированных эскизов к картинам: «Татарский концерт» (ВХМ) от 11 декабря 1934 г., «Комната художника» (частное собрание) от 10 июня 1935 г., «Комната художника (Л. Агалакова)» (частное собрание) от 24 марта 1937 г., «Без названия. (Натюрморт с портретом сестры)» (частное собрание) от 3 сентября 1937 г., «Портрет художницы Агалаковой с мандолиной» (частное собрание) от 1928 г. Целая серия эскизов «Вечер в деревне» свидетельствует об упорной работе над композицией большой картины в течение 1937–1938 гг. и о создании финального эскиза 31 января 1938 г., в котором намечены размеры будущего полотна. Но картина не была написана, художник умер от туберкулеза легких 4 апреля 1938 г.

Кроме уточнения датировок, эскизы раскрывают художественный метод Прокошева. Художник сначала до деталей продумывал композицию в эскизе, а потом начинал живопись. Если ранние работы 1920-х гг. имеют корпусную живопись, сплавленное письмо («Букет на черном столике», «Гитара»), то, начиная с 1930-х гг. в живописи, как и в рисунке, Прокошев становится все увереннее в своем желании писать свет. Мазки становятся свободными и разнообразными по форме, грунт зачастую открытый, живопись однослойная, прозрачная, насыщенная светом и воздухом. Художник совершенствуется в композиции.