Заболев весной 1927 г. туберкулезом, в конце I курса он уезжает лечиться в Вятку и, вероятно, пропускает весь II курс. Возвращается к учебе в Москве лишь осенью 1928 г., судя по датированным учебным рисункам. Находясь на лечении в Вятке, Прокошев много работает и создает портреты, в которых цвет играет ключевую роль в создании образа.
Обратимся к «Портрету Михаила Татаурова» (частное собрание, 1926–1929) и «Портрету художницы Агалаковой с мандолиной» (частное собрание, 1928) (Илл. 2), на которых изображены близкие Прокошеву люди.
Художник большую роль отводит атрибутам — курительной трубке и мандолине, часто встречающимся в мировом искусстве и, в частности, во французской школе живописи, а так же аксессуарам — желтому цветку лилии в петлице и длинной ленте красных бус. Очевидно, что перед нами не просто портреты, а яркие образы, созданные Прокошевым для своих друзей.
Образ Агалаковой с летящими красными ленточками бус и сверкающим взглядом подобен язычку пламени. Мандолина может поведать о любви художника и модели. Насыщенный голубой фон придает глубину чувствам, а его холодноватый оттенок уравновешивает композицию. Примечательно написаны руки, обобщенно и несколько схематично. Моделировка левой руки повторяет цветовое построение корпуса мандолины и тем самым словно уподобляется ему, составляет некое целое с музыкальным инструментом. Такой прием напоминает истоминский метод написания рук.
Михаил Татауров, вятский друг Прокошева, на портрете несколько отрешен, погружен в раздумья, но пылающий красный фон привносит мощную экспрессию в художественный образ. Белизна тульи фуражки создает торжественный контраст с окружающим пространством. Любопытно замечание Натальи Михайловны Окунь, дочери Татаурова, что «в портрете интуитивно передана трагичность судьбы обоих: художника и персонажа»*. Татауров был человек широкой души, романтик, блестящий эрудит, но прожил недолгую жизнь. Действительно, желтая лилия горит как выстрел на груди: Татауров был репрессирован и погиб в 1937 г. в возрасте 37 лет, а Прокошев прожил всего 33 года и умер от туберкулеза легких, до последних дней искренне служа искусству.
В обоих портретах остро ощущается ритм и романтизм эпохи, благодаря тому, что художник сумел выразить свое мировосприятие, найдя верный пластический язык.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Окунь Н.М. Воспоминания // Архив Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.