Это был единственный способ прокормить семью, когда художнику был приклеен ярлык -«злобствующий эстет».
Несмотря на все проблемы, отец не был критиком политической системы. Он, как я понимаю, принимал общие коммунистические идеи, не задумываясь особенно об их утопичности. Помню его длительную работу над картиной «Карл Маркс с дочерью», это не была навязанная тема. Писал он и орденоносных рабочих, ездил для этого в официальные командировки, однако у него получались не шаблоны для подражания, а живые люди. Возвращаясь к биографии, надо сказать, что худшие времена преследования со стороны партийных функционеров были позже, после войны, во времена борьбы с формализмом в искусстве и с космополитизмом. А перед войной были две успешные выставки и несколько очень плодотворных командировок. Одна из командировок – в Калмыкию в 1940 году. Калмыцкие этюды открывают значительный раздел отцовского наследия, посвященного эмоциональному осмыслению культуры, быта и окружающей природы других народов России: калмыков, ингушей, чеченцев, чувашей и др.
Именно в этот период к отцу подкралась тяжелая болезнь – язва желудка.
Началась война. В первые же дни войны отец вместе со своим другом, замечательным художником Львом Зевиным, записались добровольцами в ополчение и отбыли на место службы где-то под Ржевом.
Военная служба оказалась недолгой. Началось катастрофическое обострение болезни. Друг, бывший рядом, убедил командиров отправить больного в госпиталь. Оттуда его перевезли в больницу в Москву. Затем он был отправлен на Урал в эвакуацию. Лев Зевин в рядах ополчения погиб в 1942 году.