Мюда Наумовна Яблонская – Статья к каталогу персональной выставки

Творческая жизнь Абрама Израилевича Пейсаховича длилась более полувека.

Он относится к числу художников, чье творчество не стало публицистическим и мощным гласом времени. Но сегодня, когда пришло время более спокойного и объективного осмысления прошлого (ведь недаром сказано: «Лицом к лицу лица не увидать»), наступил и новый этап осознания многих его особенностей и ценностей, не замеченных ранее. «Панорамный» взгляд помогает сегодня увидеть и оценить плодотворность творчества не только «вершин», но и тех, чье более «тихое» искусство, честное, искреннее, профессиональное, являло собой общую творчески-нравственную тенденцию искусства, его органическую среду, без которой не мыслится, «не живет» искусство «вершин».

«Это скромные художники, — писал в 1940 году критик И. Щекотов, имея в виду «Группу пяти», к которой принадлежал и А. Пейсахович, — мы говорим «скромные» не в отношении их личного обихода, а в смысле того, как они смотрят на свое искусство. То, что среди выставленных ими работ почти нет таких, которые были бы написаны на какой-нибудь значительный сюжет — это не случайность и не принципиальное уклонение от выполнения одной из важнейших задач советского искусства, но проявление честного их отношения к своему делу. Это покажется, может быть, странным, но это так». [1]

Не менее интересны и знаменательны и следующие слова критика: «На той ступени творческого развития, на которой они в настоящее время находятся, они еще не чувствуют себя достаточно вооруженными для создания картины большого общественного значения. Они считают, что высокой и глубокой мысли художника обязательно должны соответствовать и совершенные средства выражения. Единство идейного содержания и формы выражения этого содержания — основной для них закон подлинного художественного творчества. Какое бы то ни было нарушение этого закона есть преступление в их глазах, так как этим открывается возможность для подмены подлинного искусства псевдоискусством…
____________________________________________________________

[1] И. Щекотов. Группа пяти. Творчество. 1940, № 12, с. 14.