Мюда Наумовна Яблонская – Статья к каталогу персональной выставки

…В силу этого они рассчитывают на зрителя, который познает художественное произведение не столько извне глазом, сколько изнутри — сердцем. Эмоциональное начало выдвигается в их работах на первый план, и, поскольку колорит является, как известно, особенно сильным выразителем эмоций, он служит главным средством в их руках для создания художественного образа».
Сегодня-то хорошо известно, насколько пророческими оказались слова об опасности подмены подлинного творчества велеречивым псевдоискусством. Но в своем подлинном смысле они характеризуют творческое кредо молодого А. И. Пейсаховича (к моменту написания статьи ему исполнилось 35 лет), видимо вполне отчетливо выявленное уже и в те годы. Кредо формировалось уже издавна. В его основе – самый характер жизни художника. [2]

Абрам Израилевич Пейсахович родился б января (ст. ст.) 1905 года в городе Котельнич, Вятской губернии, в семье ремесленника-переплетчика. Семья была большая. Кормилец – один отец. Художник учился рисунку в Вятском училище у А. Н. Князева и Л. А. Плетнева, затем – у М.А. Демидова. Мальчик проявлял большие способности. Его первая персональная выставка состоялась в Вятке, когда ему было 12 лет. А шестнадцатилетним юношей он принят во ВХУТЕМАС. Однако в первые же каникулы он заболевает и переносит три раза подряд все принятые тогда формы тифа: брюшной, сыпной, и возвратный. Художник возвращается во ВХУТЕМАС в 1924 году, где учится в мастерской А. В. Шенченко.

В 1929 году он заканчивает свое образование дипломной картиной «Демонстрация», написанной под руководством Белы Утца. [3]
Характерно и знаменательно, что соприкоснувшись со многими ярко монументальными тенденциями, лежащими в главных принципах ВХУТЕМАСовского обучения, с не менее яркими, могучими личностями учителей, естественно проводящих эти тенденции в обучении молодых художников, Пейсахович выявляет уже с самого начала своей самостоятельной деятельности мощь, своего рода целостность мировосприятия, во многом противостоящую общепринятым во ВХУТЕМАСе тенденциям. Практически уже с самых первых шагов выявляется его своеобразие.

____________________________________________________________

[2] В своей анкете художник отвечает на вопросы для определения на стипендию в 1921 г. во ВХУТЕМАСе: «семейное положение: отец, мать, сестра, брат. Отцу — 65 лет, матери 58, сестра безработная, брат – учащийся. На какие средства живет: помощи отец не оказывает. Живу с братом – оба учащиеся. Старший брат оказывает помощь, примерно ежемесячно 15 – 20 рублей на двоих». В стипендии художнику было отказано ввиду «внесоциальности» его происхождения. Далее, что явствует из его автобиографий:
«Я служи в качестве чернорабочего при Коминтерне – в 1922 г. З месяца, служил в Московском центральном Клубе Медсантруд – художником – 4 месяца, помощником декоратора при гортеатре в Вятке — 4 месяца. В ВУЗе работал по шефству: брал наряды по клубам Красной Армии». (Анкета хранится в семейном архиве).

[3] Сведения даются по данным, собранным и систематизированным И. Н. Шульцевой – вдовой художника. Хранятся в семейном архиве.