Мюда Наумовна Яблонская – Статья к каталогу персональной выставки

«В его маленькой комнатке на Масловке, — вспоминает его соседка по дому Мотовилова, — по вечерам собирались гости самые разнокалиберные, начиная от серьезных художников-профессионалов и кончая молодыми людьми, которые только еще начинали свой творческий путь. …Где бы он ни работал, где бы он ни жил, вокруг него всегда были люди, которые хранили свое уважение и привязанность к нему в течение многих лет [10]. Поэтому вдвойне знаменательно, что именно последние десятилетия по-новому плодотворны в творчестве художника. На протяжении 10 лет — с 1960 по 1970 год он работает над этюдами к картине «Воробышки» — про мальчишек, птиц и радостную природу [11]. В целом же жанры, как и пространственные обстоятельства, остаются прежними. Основной материал — обстановка, окружающая художника. Вместе с тем, видна и возросшая образная эмоциональность и ее выявление в пластике, ставшей заметно мощнее и раскованнее.

Об этом рассказывают Натюрморт с розовым Пакетом» (1960-е), «Интерьер с открытым окном» (1960-е), «Натюрморт со шляпой» (1963). Особенно выразительны в этом отношении интерьер «Интерьер. Солнечный день» (1967), «Натюрморт с рыбой» (1967), «Цветы и яблоки», (1968). Одним же из наиболее характерных убедительных стал «трехступенчатый» «Натюрморт с яблоками, цветами и фото трех лошадей» (1970). Характерно, что именно в это время возникает снова интерес к пастели, как бы призванный к выявлению особой образной тонкости. В 1970 году именно в этой технике художник пишет один из лучших в его творчестве «Натюрморт с подсвечником» (1971, пастель), в 1970 году написан пастелью живописно-сложный «Натюрморт с рыбой» и тогда же – «Натюрморт с яблоками, гвоздикой и вареньем» (1970, пастель).

Художник интенсивно работал до последних дней жизни. И именно в последние годы писал наиболее жизнеутверждающие свои работы — лирический и динамичный «Пейзаж с лодкой» (1972). В 1974 году создана наполненная особым очарованием жизни «Яблонька», задушевный по настроению интерьер «Вечером» (1977), живописный и лиричный натюрморт «Сухие розы» (1977). Образным итогом стал «Натюрморт с книгой об искусстве», созданный в 1981 году…

Творчество каждого честного, профессионального художника заслуживает адекватного анализа. Убедительность такой анализ лишь теряет, если пытаться доказать, что герой этого анализа — самый великий художник мира. Именно поэтому мы остановимся на том, что Абрам Израилевич Пейсахович — достойный представитель добротного, честного, а потому — высоконравственного бытия в искусстве. «Есть такая формула: «Быть, а не казаться», — говорит искусствовед О. О. Ройтенберг. Так вот, Абрам Израилевич был: пейзажи, которые он писал, интерьеры, которые его окружали — это все интимное, глубоко отраженное его мышление, и все эти работы излучают тепло» [12].

М. Яблонская      [Опубликовано в каталоге персональной выставки А.И. Пейсаховича, Москва, 1988 г.]
____________________________________________________________

[10] Рукопись. Архив жены художника И. Н. Шульцевой.

[11] Не осуществлена в связи с материальными трудностями

[12] О. О. Ройтенберг. Стенограмма выступления на обсуждении выставки работ и вечере памяти А. И. Пейсаховича, с. 3