Мюда Наумовна Яблонская – Статья к каталогу персональной выставки

В начале своего самостоятельного пути художник, как и все, идет в ногу со временем. А время испытывает потребность в «исторической» картине. Своё обучение во ВХУТЕМАСе А. Пейсахович завершает дипломной картиной «Демонстрация» в 1929 году. Судя по тому, что картина неоднократно репродуцировалась, сразу же по своем по- явлении, она получила достаточно широкое признание [4]. В ней видна главная направленность художника к эмоционально экспрессивному выражению темы. Это – в системе резкой светотеневой раскладки, в работе дополнительными цветами, в остром и динамичном рисунке. Все это создаёт в целом атмосферу романтически возбужденную. Думается, что в этой возбужденности присутствует некоторая умозрительность подхода, при котором натура выступает в несколько отвлеченном виде. Как, впрочем, и в других произведениях того периода тематических картинах «Николаев. Строительная верфь» (1930), «Николаев. Судостроение» (1931). Правда, и эти образы, судя по воспроизведениям, живее, острее, эмоциональнее, живописнее значительного числа других произведений в «области портретов индустрии»…

Несмотря на успех этих работ, художник явно не удовлетворен. Недаром же он в последующий период ищет путей более органического самовыражения. И находит в более тесном сближении с натурой. Вспомним: требование непосредственной работы с натурой становится одним из всеобщих и злободневных в 1930-е годы. Однако для многих это понятие (работы непосредственно с натуры) стало все чаще трактоваться как непосредственное списывание «с жизни». Творчество же Пейсаховича примкнуло к более сложному выявлению этого понятия. Оно соприкасается с тенденцией профессионального этюдизма, столь характерного с тех пор для московской живописи.

Обратимся за впечатлениями от работ тех лет к уже известной нам статье И. Щекотова [5]: «Групповые выставки в МОСХе были задуманы, чтобы дать возможность проявиться с полной свободой существующим в нем творческим течениям, но пока что мы знаем одну только групповую выставку, которая на самом деле имела известное принципиальное обоснование, позволяющее характеризовать работы ее участников как выражение определенного течения. Мы говорим о выставке пяти живописцев: Л. И. Аронова, М. В. Добросердова, Л. Я. Зевина, А. И. Пейсаховича и А. И. Ржезникова… приверженцы же этого течения – а их довольно много, особенно среди молодежи, склонны считать чуть ли не каждую из этих вещей за нечто реализованное в окончательной форме. Это, между прочим, знаменательно, так как показывает, что распространенный взгляд на картину, как на четко развернутое изображение какого-нибудь важного явления жизни, разделяется далеко не всеми нашими живописцами. Многие из них считают (к этому, по-видимому, склонна примкнуть и та группа, которая нас интересует), что вопрос о степени законченности произведения решается в первую очередь тем, насколько исчерпывающе в нем выражено душевное состояние автора. Полнота сюжетного повествования при этом отодвигается на второстепенное место».

____________________________________________________________

[4] «Искусство в массы», июль —август 1929. «Искусство в массы» (цв.), 1929, № З – 4. Серия тематических цветных открыток, 1929.

[5] Цитирование этой статьи имеет особую информативную ценность. В ней анализируются произведения, по тем или иным причинам утраченные. Так, значительная часть холстов раннего периода была уничтожена в отсутствие Пейсаховича во время войны.