Мюда Наумовна Яблонская – Статья к каталогу персональной выставки

Все эти и сегодня вполне злободневные проблемы помогают разобраться в творчестве художника в ранний его период. В творчестве, достаточно сложном хотя бы потому, насколько его гармоничность начинает противостоять «стабильной» драматичности жизни художника.

Далее критик замечает: «…посмотрим, как эти положения демонстрируются ими на творческой практике. Остановимся прежде всего на работах Пейсаховича. Он из всей группы, как нам кажется, наиболее последовательно выражает ее принципиальную сущность. Его живопись посвящена сравнительно широкому кругу жизненных мотивов, которые в целом могли бы получить общее наименование: «Моя семья», «В комнатах». А для того, чтобы передать на словах эмоциональное, так сказать, содержание этих мотивов, достаточно добавить: «Музыкальный момент», «В сумерках» [6]…

Картина «Музыкальный момент» написана в 1940-м году. Она вся — в передаче настроения музицирующего скрипача и его слушателей. А главное в этой передаче — ее пластическое выражение живой динамичный мазок, тонкое сочетание дополнительных тонов, и непосредственное, и в то же время пластически продуманное, — создают впечатление глубоко воспринятой эмоциональности, адекватной самому понятию переживания музыки. Самым главным свойством образа становится его искренность, поэтичность, музыкальность, человечность жизненной сути. Хотя сюжет и не кажется претендующим на некую особую «возвышенность».

«Будучи студентом художественного института им. Сурикова, до войны, на Кузнецком мосту в Доме художника, я смотрел групповую выставку, в которой участвовали художники Ржезников, Зевин, Добросердов, Аронов, Хазанов и Пейсахович. На всю мою жизнь запомнил я картину Пейсаховича «Слушают музыку» (речь идет о полотне «Музыкальный момент» — М. Я.). Картина тронула меня своей душевностью, правдивостью и музыкальностью», — напишет позднее московский живописец Е. Д. Симкин [7].

Задушевность, музыкальность, а главное — искренность – таковы импульсы художественного восприятия А. Пейсаховича на всем протяжении его творчества. Именно они помогали художнику видеть и чувствовать гармонию и красоту в самом, казалось бы обыденном, повседневном, начисто лишенном малейшего признака чего-то важного в сюжете. Этим определилась камерность его искусства. Однако при единстве творческого кредо, все же различимо движение, развитие внутри искусства художника. Так, в вещах раннего периода («Музыкальный момент», «Лес осенью», «Портрет Рахили», все – 1940) можно было заметить некоторую априорную романтическую «классичность» колорита и настроения.

____________________________________________________________

[6] И. Щекотов приводит название работ А. Пейсаховича

[7] Из письма художника Симкина. Хранится в архиве А. Пейсаховича.