И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 1

В списках принятых Добросердов почти сразу же увидел свою фамилию. Неудержимая радость двигала его рукой, строчившей счастливое письмо родителям. А вскоре ему выдали заветную зачетку в коричневом переплете, в которой на одной из страниц был напечатан текст подписанного В. И. Лениным Постановления СНК о Московских высших государственных художественно-технических мастерских.
…Шум — неимоверный, дискуссии — яростные, жестикуляция — точно в пантомиме. Зачастую все это еле могли вместить вхутемасовские аудитории и коридоры. Вот один завзятый спорщик, набычившись, с фанатической убежденностью кричит:
— Рисунок — это бедность искусства! Поймите, главное — это цвет!?А вот другой, надсаживается, перекрывая диспутную баталию:
— Вы меня можете и освистать, но станковая живопись — порождение? буржуазного общества. Она неизбежно отомрет! А будущее за тем,?что связано с трудом пролетариата, — за графикой, за мастерством при?кладников!
Михаил слушал, улыбался их безапелляционности и переживал про себя свою неподготовленность. Ведь он даже элементарных терминов тогда не понимал! Теплые и холодные цвета, их отношения… Сел вот писать натюрморт — листы зеленой и красной бумаги, бидон, в его боках разноцветные отражения. Вроде интересно, но ничего не получается. Как ни бился, передать фактуру железа, игру рефлексов на нем не мог. Не выдержал, обратился к преподавателю — опытному художнику К. Н. Истомину, автору известной картины «Вузовки».
— Простите, я перебираю зеленые краски и никак не могу подобрать?для рефлекса. Подскажите, пожалуйста!
Истомин поморщился.
— Здесь же институт, голубчик. Здесь рецептов не дают. А потом, что?это такое — «зеленые краски». Надо же знать их названия.
«И ведь он прав», — со вздохом подумал Михаил. Потом он все-таки нашел терпеливого и отзывчивого советчика — А. А. Лабаса, тонкого художника и педагога.
За первый семестр Добросердов чуть ли не единственный не получил по живописи зачет. Сокрушенно решил, что живописца из него не получится и даже подал заявление с просьбой перевести его на графическое отделение. В деканате не стали возражать, только предложили перевести после окончания первого курса. А его-то еще кончать надо! Надо живопись сдать!
Принялся он работать по вечерам, засиживаясь в институте. Домой приходил — и там ухитрялся хоть помаленьку, но писать.