И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 3

И все же, по большому счету, Добросердов не чувствовал себя вполне готовым живописцем. Высокая требовательность к себе, преданность искусству повлекли его в Институт повышения квалификации художников. Принесенные им портреты и пейзажи удостоились похвал и Иогансона, и Грабаря. Попал он в мастерскую Иогансона. Вот тут к его колористическим качествам стали добавляться черты отточенного композиционного мастерства, которое культивировал выдающийся советский художник.
Очень хвалил Иогансон односеансную безнатурную сценку, написанную Добросердовым: в избе, за столом с самоваром, старик-отец слушает рассказ приехавшего на побывку с фронта гражданской войны сына-красноармейца, у которого рука — на перевязи. Мать наливает ему чай, а сзади стоит, прижав руки к груди, потрясенная услышанным сестра. Так удачно воплотились в этой композиции переливы общего настроения, так цветово объединились фигуры…
Последите за тем, как пишет Добросердов, — не раз говаривал его руководитель на занятиях.
Жалко, что рисует он похуже, — отметил один из скептиков.
Нет, — возразил Иогансон, — он просто по-другому подходит: он пишет рисуя, а потом цветом доводит рисунок, а вот вы порой торопитесь закончить рисунок, а потом раскрашиваете его. Мой вам совет, Добросердов: пишите всегда, как сейчас пишете, никогда не меняясь, но подчиняя все выношенному образу…
Осенью 1940 года в Выставочном зале на Кузнецком мосту открылась «Выставка пяти» — экспозиция живописи и рисунка группы художников. Был среди них Добросердов, были трое его старших товарищей по институту, из которых сильнейшим по праву считался Ржезников. Крепкий рисунок, уверенная лепка формы, выработанная им самим метода «живописного натурализма», как выражался Ржезников, делали его творчество популярным не только у специалистов, но и у широких масс зрителей.
Добросердов выставил по сравнению с остальными совсем немного работ. Но все они отличались тонкостью колорита, той самой «оркестрацией цвета», которую подмечал еще в институте Штеренберг. Все говорили о влюбленности живописца в натуру, радостной ее передаче. «Весенний пейзаж» и портрет «Мальчик с голубем» (1938), привезенные из поездок «киргизские» и «донбасские» холсты, этапный натюрморт «Стеклянная посуда» (1938), детально выписанный, пронизанный горячим светом «Кусок земли на солнце» — все было живым, емким, сохраняющим первозданную свежесть и аромат жизни.
На выставке побывали известнее художники, и в том числе наставники-учителя Добросердова. Поздравил его Сергей Герасимов.
Одобрил выставку Бакшеев. А темпераментный Бялыницкий-Бируля даже заявил смущенным экспонентам:
— Будь вы девушками, ей-богу, от души расцеловал бы вас! ?С волнением встречал Добросердов Иогансона.