И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 3

Заметно оживлялся он, рассказывая о любимых художниках, демонстрируя и анализируя репродукции знаменитых полотен Тициана, Рембрандта, Сурикова, Врубеля. Он говорил о них так горячо и ласково, что ребятам порой казалось, будто они — их старшие современники, близкие, понятные, откровенные.
Так прошел учебный год, наступило жаркое лето. Лето, в которое разразилась гроза вероломного фашистского вторжения… Уже в июле 1941 года, спасая свою талантливую молодую поросль, страна вывезла художественную школу в степи Башкирии. А к сентябрю, точно к началу занятий, прибыли из Москвы педагоги. Немало художников ушло на фронт, было призвано в редакции военных газет, но учителей для будущих художников послали на восток, в Башкирию, туда, где уже заждались их юные живописцы.
…Бревенчатые избы, хлева, крытые соломой. Развалины старинного, еще петровских времен, завода, на котором некогда отливали пушки для пугачевцев. Обшарпанная церковь, а за ней, в отдалении, на фоне сумрачного вечернего неба, — горы, носившие странное название Синие венцы. Люди в зипунах, тулупах; во дворах лошади, коровы… Вот что увидели Добросердов и его коллеги В. В. Почиталов, А. П. Шорчев, С. П. Михайлов, А. О. Барщ, прибыв в Воскресенское. Они с семьями сняли помещения при общежитиях, где жили ребята. Почти у всех родные были далеко, у многих отцы и старшие братья — на фронте.
Началась учеба, трудная, бедная. Не было холстов — приспособились к «местной продукции». Небольшая фабричка в Воскресенском выпускала немудреную мебель, лыжи. Вот изделие одного из цехов — коричневатый, ноздреватый картон — и наловчились грунтовать под масло. Недоставало и картона — тогда слоями проклеивали газеты, листы бумаги. Высоко ценились обложки от журнала «Юный художник» — они были потолще. Кисти, даже самые изработанные, берегли как зеницу ока. Катастрофически не хватало красок, в особенности белил. Каждый тюбик распарывался и из него вымазывалась краска до полной чистоты.
Добросердов перед занятиями раздавал ученикам в маленькие целлулоидные коробочки по крохотной толике желтоватых, весьма неважных, литопонных белил. Ребята писали родным и знакомым в Москву, просили прислать, но где там! Белила шли на танки, на маскировку, и приходилось опять «исхитряться» на месте. Пробовал Добросердов вместе с ребятами отстаивать из гуашевых белил клей и тереть их с маслом.