И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 3

Все оттого, что весь он был в этом, жил историей родной страны, и частное наблюдение, точно лучом света, высвечивало ему ту или иную тему. Знаете, поэт и художник Максимилиан Волошин в 1916 году напечатал труд о Сурикове и в нем очень тонко заметил, вот послушайте: «В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в шестнадцатом и семнадцатом веках русской истории» [10].
Но ведь Суриков не одной русской историей жил. Ему и западное искусство по душе приходилось, правда, Михаил Владимирович?
Так общо нельзя сказать — «западное искусство». Был он в крупнейших западных музеях, многое видел, а выделял только такие работы, которые помогали ему вместе с жизненными наблюдениями находить новый живописный язык для правдивой передачи натуры в условиях воздуха, света и цветовых рефлексов. Он писал Чистякову про «Поклонение волхвов» Веронезе: «Боже мой, какая невероятная сила, нечеловеческая мощь могла создать эту картину! Ведь это живая натура, задвинутая за раму» [11]. Так он и смотрел Веронезе, помня слова Чистякова: «Веронезе был колорист — ив цвете, и в композиции» [12]. О том же говорил и Петр Петрович Кончаловский: «Смотришь, бывало, на какой-нибудь веронезовский пир, на эту пышную, как будто расцветающую красками своих одеяний толпу, до такой степени живописную, что, кажется, движется все на холсте» [13].
А как это, интересно, у такого реалиста, как Чистяков, мог вырасти мистик по натуре Врубель?
Ну что вы! Творчество Врубеля в основе своей и жизнеутверждающе, и реалистично. Вспомните его иллюстрации к Лермонтову, его «Гадалку», «Девочку на фоне ковра», «Испанию»… Кстати, Врубель был одним из самых любимых учеников Чистякова и к учебе относился очень серьезно. Знаете, что он об этом писал? Вот послушайте, вам будет весьма полезно: «Только высокомерие неучей могло вообразить, что лучшим условием для развития художественной индивидуальности будет отсутствие всяких рамок и принудительных задач; учащийся, не приучаясь к сдержанности и дисциплине, сразу впадает в гениальничанье, в манерность» [14]. Ребята засмеялись.
Ну ладно, скоро час ночи. Пора вам отдыхать от трудов праведных и неправедных. В следующий раз какую тему изберем для беседы?
— Рембрандта, — зашумели ученики, отлично зная пристрастие Добросердова.