И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 4

Летом и осенью 1943 года он со старым другом, сотоварищем еще по «Выставке пяти» Львом Ароновым много путешествовал по стране и бывал в колхозах, на заводах. Хотелось воссоздать образы людей, дающих фронту и хлеб и оружие. За семь километров ежедневно ходил Добросердов в один из цехов авиационного завода, где работали подростки — чумазые, полуголодные, усталые дети военного времени. У многих родители погибли или пропали без вести. Роста им не хватало, и к станкам были приставлены ящики. Чудились эти ящики Добросердову неким пьедесталом, на который поднимается выдержавшее все испытания новое пополнение рабочего класса. И вместе с тем дети оставались детьми… Все это он и попытался вложить в портрет «Маша — работница авиационного завода» (1943).
Голова девочки окутана платком, фигурку охватывает длинный рабочий фартук, ее натруженные руки — на станке, а лицо чуть повернуто к зрителю, курносое, пухлощекое… Его «детскость» выделена всем суровым колоритом полотна. Мастерски передана в небольшом портрете обстановка военных лет, то, что с врагом борется воистину весь народ, что напряжены все его силы. И эта девочка, еще почти ребенок, — тоже борец, и она, стоя за станком, осознает свой долг.
Другой портрет этого года — «Девочка из колхоза». И в нем образно передан непобедимый народный оптимизм, слышится «та интимная русская национальная нота», о которой писал в свое время Врубель. Светленькая, скуластая, в расписном полушалке, с серпом на плече, засмотрелась девочка куда-то своими голубыми неширокими глазами. Еще мгновение — и расцветет ее лицо улыбкой, и эта, казалось бы, неуловимая грань душевного состояния так тонко передана художником, что от полотна трудно оторваться.
К этим портретам примыкает и еще один, созданный тогда же в селе Воскресенском. На небольшом холсте воплощен трогательный в своей непосредственности образ девочки в шубке. Судьба у этого портрета была весьма необычной. Маленький подрамник затерялся среди других работ и пролежал до тех пор, пока Добросердову не понадобился холст. Нового под рукой не оказалось, и решил записать какой-либо старый. Тут он наткнулся на «Девочку в шубке» и пожалел ее записывать, вытащил на видное место. Увидели друзья-художники и в один голос стали стыдить Михаила Владимировича:
Такой чудесный, тонкий портрет столько лет провалялся.
Совершенно выставочная вещь!
И скромная «Девочка в шубке» совершила путешествие — на выставку московских художников, а с нее на выставку «Советская Россия».