И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 5

Предельная служба Добросердова искусству продолжалась, и прежде всего — с кистью в руках. Его увлекали новые замыслы для той же эпической серии «В дни испытаний». Один за другим рождались холсты: «Отдыхающий солдат», «Раненый партизан» (1960), графические работы тушью и акварелью «Солдат», «На боевое задание», «Партизан» (1965). Причем даже в совсем небольших произведениях он упрямо добивался передачи сложности переживаний, окунался в психологическую глубину.
В листе «На боевое задание», к примеру, по пояс изображена девушка, очевидно, партизанка. Лицо ее задумчиво и отражает сложную игру чувств: волнение, подавляемый страх, желание угадать, что ждет впереди, надежду на удачное выполнение задания и благополучный исход дела, готовность к подвигу…
Постепенно подходил Добросердов к новому своему большому полотну. Долго вынашивал он замысел, советовался с друзьями, делал «пристрелочные» карандашные наброски. В его (наконец-то) персональной скромной мастерской появился внушительных размеров подрамник, и художник не спеша натянул на него холст. Тема выкристаллизовалась, и уже виделись ему фигуры, выражения лиц, глаза…
Директор училища Владимир Иванович Илюхин, горячий поклонник творчества Добросердова, как-то после занятий поинтересовался:
Над чем сейчас работаете, Михаил Владимирович?
В моей новой картине, — раздумчиво отвечал Добросердов, — будут два образа: женщины-матери и молодого солдата, который привез ей письмо. Письмо трагическое — весть о гибели сына. Хочется передать, что мать не поражена, она сердцем почувствовала несчастье заранее, поэтому сдержанна. Страдание заключено, главным образом, в глазах, ставших почти черными от горя. А молоденький солдат олицетворяет собой сыновнюю чистоту, благоговение перед этой женщиной и ее утратой. Он стоит склонив голову, и это, собственно, символ уважения, безмерной благодарности народа Матери.
Ночами снились Добросердову скорбные, тоскливые, плачущие женщины. Он заглядывал в их лица, пытался определить — подойдет ли какая-нибудь из них для позирования, стремился задержать их… И просыпался с сильно бьющимся сердцем. Многие детали сна тут же забывались, виделись только печальные в полутонах глаза, и ему становилось яснее — как надо написать их в новой картине. Даже во сне творческий поиск, напряженная работа не прекращались.
Летом 1967 года в училище, как всегда, шла практика. Добросердов выбирался к себе в мастерскую писать только ранним утром или вечером. За неимением хорошего, устойчивого мольберта большого размера подрамник с холстом стоял в углу, на старом черном чемодане, а для нужного наклона он был привязан веревкой к стене.