И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 5

Большое участие принял в подготовке выставки тонкий ценитель и знаток живописи, отличный художник, старый знакомый Добросердова — А. А. Лабас. «Во всех ваших полотнах, — говорил он, — чувствуется большая живописная культура, изучение творчества многих художников — и отечественных, и зарубежных, решительная выработка своего стиля. Я, как вы знаете, был тесно связан с Кончаловским, Чернышевым, Павлом Кузнецовым и должен сказать, что и они высоко ценили вас. Не надо страшиться за выставку. Уверяю вас, что она будет выделяться своей органичностью, оригинальностью, своим неповторимым лицом». Таким же образом поддержал его и П. Т. Кошевой.
На выставке были представлены живописные работы, начиная с 1934 года. Не все, конечно, попало на нее, ряд картин и портретов остался в Киргизии, в некоторых других музеях. А отдельные полотна, заслуживавшие экспонирования в крупнейших галереях страны, к сожалению, не только в них не попали, но и вообще были утеряны. По халатности, а, может быть, и по другим причинам исчезла картина «Женщина, починяющая шинель». А ее предшественница по циклу «В дни испытаний» замечательная картина «Мать» в одном из хранилищ была доведена до такого плачевного состояния, что вернуть ее «к жизни» помогли только декораторское мастерство и большая самоотверженность Бориса Беляни-нова, бескорыстно пришедшего на помощь своему учителю.
Подтвердились давние слова Лабаса относительно того, что творческая личность Добросердова выигрывает при умножении его экспонирующихся картин, так как они олицетворяют разносторонность, разноплановость автора — и тематическую, и стилистическую, и техническую. Эту особенность отмечали многие посетители выставки — и те, кто в течение ряда лет следит за творчеством Добросердова, знает и ценит его работы, и те, кому довелось, по существу, впервые знакомиться с ними.
Было на выставке немало радостных встреч, идущих от души приветствий и поздравлений. Было сделано много восторженных записей в книге отзывов, пролито много искренних слез перед картинами «Мать», «Скорбь», «Прощание», «Письмо матери от боевых товарищей». А в целом отлично написал об экспозиции любимого наставника Валентин Сидоров: «Когда ходишь по выставке работ Михаила Владимировича, которую мы все так ждали, еще раз убеждаешься, что самым дорогим качеством его искусства является правда, а самой главной чертой Добросердова-человека — честность. Правда и честность — это сущность Добросердова — художника и человека. Правда и честность во что бы то ни стало… Но чтобы пронести эти качества через жизнь, художнику требовалось немалое мужество, и потому эти важные сами по себе достоинства бесценны. Подобно другим художникам — С. Герасимову, А. Дейнеке, А. Пластову, П. Кончаловскому, В. Фаворскому — Добросердов ни в одном мазке не изменил принципам содержательного, патриотического русского реалистического искусства. Даже в самые трудные для себя дни Добросердов работал, работал, оставаясь кристально честным человеком и художником, веря, что никакой темы в искусстве не может быть выше, чем тема народа…»