И. Симанчук – Михаил Владимирович Добросердов, Часть 5

Отличительное качество полотен Добросердова — их органическая цельность. Главные герои на первом плане ясно воспринимаются зрителями, внимание сфокусировано на них, не отвлечено ненужными деталями, подробностями, какими-либо второстепенными персонажами, которые нередко привлекаются во многие современные композиции в целях достижения псевдозначительной «усложненности», «правдоподобия» и т. д. Точно мощным лучом прожектора высвечены художником на авансцене жизни основные действующие лица. Причем они отнюдь не монументально застыли, нет, они выражают авторскую идею в движении, в развитии. Зачастую через один момент, один взгляд, один порыв Добросердов передает целую цепь переживаний, психологических нюансов, и это делает его произведения необыкновенно жизненными и динамичными. У него даже в изображении внешне лишенных экспрессии фигур много живого движения, спрессованной страсти, волевого усилия.
Подобная выразительность образов усиливается мастерским владением контрастами, убедительностью противоречивых подчас соотношений силуэта и среды, его окружающей, света и тени, лепящих форму. А ха-
рактеры героев картин раскрываются художником благодаря чисто композиционным контрастам, буквально драматическому построению сюжетов, выражающих борьбу, столкновение душевных устремлений.
Весьма своеобразно проявляется у Добросердова ритмическая основа его произведений. Ритм его композиций подчеркивает сущность идей автора, раскрывает внутреннюю закономерность художественного замысла. Точно хорошо налаженный оркестр, поэтически звучат у Добросердова и зрительный центр картины, и группировка предметов, и расположение свободных мест в качестве ритмических интервалов, и пластические неравенства разных объемов и масс. Умело использована для построения картин линейная и световая ритмика. Художник тонко находит пластические характеристики картин благодаря неустанному изучению жизни и напряженной работе творческого воображения.
Вот почему все его темы не умозрительны, не подчинены некоей конъюнктурной актуальности, а почерпнуты из гущи бытия, из собственных размышлений и переживаний, рожденных временем, вот почему живут своей жизнью герои его композиций — глубоко и остро охарактеризованные образы интересных, не оставляющих нас равнодушными людей.
Как часто задумывался Добросердов над требованием Чистякова детальнейше представлять значение, все обстоятельства и обстановку изображаемого события, взаимоотношения и даже реплики героев будущей картины, над его указанием: «Нужно иметь в виду и предыдущую и последующую обстановку дела, чтобы хорошо изобразить момент настоящий». Он проигрывал в воображении целую сцену, из которой будет взят для сюжета единый миг, он сживался со своими персонажами, подчас даже внутренне перевоплощался.
Как и Маяковский в поэме «Хорошо», художник часто может сказать о созданных им произведениях:
Это время гудит
телеграфной струной,
это сердце
с правдой вдвоем.
Это было
с бойцами
или страной,
или
в сердце было
моем [20].
Как уже говорилось, одним из учителей Добросердова был выдающийся мастер советской живописи Б. В. Иогансон. Всем памятны не только его полотна, ставшие образцами искусства композиции, но и его глубокие теоретические исследования в этой области, в частности, анализ роли интуиции и логики в художественном творчестве.