В простой банке — целый сноп полевых цветов. Точно цветовой всплеск брызнувших вверх красных, фиолетовых, белых, голубых лепестков, точно хор, в котором слились на самой звенящей ноте все голоса («Полевые цветы», 1965).
И снова напоминание о войне: большие ветки бузины прямо в ведре. Художник приступил к этому натюрморту не сразу, и ощущение радости жизни исчезло: съежились листья, стали темно-красными прежде алые шарики. Цвет крови, разобщенность веток в ведре, почерневшие листья, трагедийность своих раздумий — все это мастерски передал Добросердов, «сыграв» своеобразный живописный «реквием» («Ветки бузины», 1944).
И все же далеко не все замыслы Добросердова нашли свое полновесное воплощение на холстах. Интересно, что своего рода отголосками некоторых из этих замыслов, так сказать, конспектами их служат Михаилу Владимировичу безнатурные рисунки — плоды его фантазии, несомненно, имеющие самостоятельное художественное значение. Среди них есть и лирические пейзажи, и интересные портреты, и даже целые композиции.
Белила и цветные карандаши, реже тушь и акварель придают этим работам особую выразительность. Рисунки продолжают славные традиции русского реалистического искусства, сохраняя в то же время все «добросердовское» своеобразие. Лаконичность, эмоциональность, убедительность присущи и «Весенним гнездам», и «Дубу под грозой», и «Пейзажу с березой», и «Вечернему часу», и «Утру», и многим другим безнатурным рисункам.
Следует сказать и о натурных работах Добросердова, о подготовительных рисунках к той или иной картине, о первоначальных графических поисках композиций, о законченных станковых листах. Все они родственны его живописи своей скромной тональностью, образностью.
Год за годом трудился Михаил Владимирович Добросердов, и все не скудел его педагогический дар, все свежее и ярче становились краски на его палитре. Детское изумление перед миром, зрелая мудрость и многоопытность мастера-художника дали великолепный сплав творческих достижений. А подлинным праздником всех друзей, учеников, почитателей таланта Добросердова стала его долгожданная большая, разнообразили персональная выставка, которая проходила в 1969 году в выставочном зале на улице Горького.
Что говорить, волновался перед ней художник изрядно. Но помогали ему во всем – отбирать работы, подготавливать их к экспозиции, а главное – воодушевляли, подбадривали Михаила Владимировича его коллеги и ученики разных поколений.