Удивительными душевными качествами обладает Добросердов. Учась у него, работая с ним, люди переживают, как потом осознают сами, наиболее счастливые моменты в жизни. Именно так случалось с полуголодными, кое-как одетыми учениками художественной школы в далеком селе Воскресенском, в Башкирии. С таким именно чувством бегали к нему выпускники школы, став уже студентами Московского государственного Суриковского института, а потом и самостоятельными художниками. Как о счастливом времени вспоминает годы совместной с Михаилом Владимировичем работы в Училище памяти 1905 года Люциан Александрович Шитов, ныне главный редактор вновь открывшегося журнала «Юный художник». Подлинным счастьем считают годы учебы у Добросердова Борис Иванович Белянинов, Николай Семенович Бабин, Юрий Сергеевич Тупицын и многие, многие их сотоварищи. Так же расценивают сотрудничество с Добросердовым и художники-педагоги.
Среди учеников Добросердова есть живописцы самых разных стилей и манер. Разнятся они и по тематике своего искусства, и по масштабности, и даже по «географии» своих творческих привязанностей. Ни про кого нельзя сказать, что он подражает Добросердову, пишет «под него». Но каждый обладает крепким мастерством, своеобразным мышлением и видением. А вот роднят, пожалуй, их всех чисто человеческие качества: ни один из них, какие бы трудности ни приходилось ему переживать, не разменялся на легкий успех, на халтуру, не отступил от живописи реалистической, честной, от влюбленности в родную природу, в замечательных наших соотечественников.
Если мысленно представить себе, какое значительное место в советских музеях, галереях и хранилищах, в советском изобразительном искусстве занимают произведения учеников Добросердова, то можно понять, насколько велик вклад этого скромнейшего и бескорыстнейшего человека, самоотверженного и щедрого учителя в сокровищницу нашей культуры, не говоря уже о его собственном проникновенном, эпического склада творчестве.
…Тесноватая аудитория Училища памяти 1905 года. Лучи солнца пробиваются из окон между лесом мольбертов, за которыми — силуэты молодых живописцев. Чуть согнувшись, внимательно сощурившись, движется от одного к другому Добросердов. И ясно, что за этим лесом видит он каждого и к каждому у него свой, особый подход. На полках вдоль стен стоят гипсовые головы древних мыслителей, героев, и седая голова Добросердова, подсвеченная солнечным лучом, очень гармонирует с ними. Слышится его бодрый голос:
— Пишите смелее, звонче!
Так молодо, оптимистично продолжает свой путь мастер-художник и педагог Михаил Владимирович Добросердов. Его новые произведения появились на художественных выставках, посвященных XXVI съезду нашей Коммунистической партии.
И эта книга — лишь малая толика благодарности за его самоотверженность и бескорыстную любовь к живописи, которую испытывают и соратники, и ученики, и покоренные высоким искусством зрители…