Третий портрет – пятидесятилетняя дама, Н.К. Туфеско. Портрет был после выставки подарен Наталье Константиновне, фотографии с него нет. В памяти осталось впечатление спокойной зрелости, женщина красива, хорошо причёсана, она в классическом чёрном платье с небольшим декольте. Фон, насколько я помню, написан ровным слоем, как на старинных портретах.
Одной из моих любимых работ Льва Ильича является большое полотно, которое он назвал «Женщины Подмосковья». У нас сохранился один вариант с группой сельских женщин разного возраста, сидящих на лавочке под рябиной, её плоды пламенеют на фоне ясного неба. Слева, повернувшись к собеседницам, стоит молодая беременная женщина, (позировала я в ожидании первенца) она спокойна, на лавочке сидят две девушки, на другом конце лавки примостилась женщина средних лет, за плечи её обнимает девчушка лет десяти. Женщина крепко обняла девочку, но лицо её заинтересованно обращено в сторону собеседниц.
В центре композиции – старая женщина, труженица, она пришла посидеть в этом чирикающем «птичнике», отдохнуть от домашних дел, даже передник не сняла. Руки её опущены на колени, фигура согбенно наклонена. Она с соседками, но замкнута в своём мире, очевидно - далеко не оптимистичном… Таково моё, конечно же, субъективное понимание этой картины.
Не могу не поделиться впечатлением от этюдов, которые вызывают у меня пронзительное сопереживание. Комната семьи художника: жена, дети, бабушка – сидят за столом, стоящим у окон. Свет настольной лампы мягко освещает стол и лица сидящих. Впечатление уюта и покоя. Окна не зашторены, а за ними – СИНИЕ сумерки. В Москве теперь, по моим наблюдениям, таких прозрачных синих сумерек не увидишь, а у меня – ностальгия по ним: в детстве я, сидя у окна, любила наблюдать за наступлением сумерек, до появления на темнеющем небе первых звёзд.