Валентина Ивановна и Евгения Николаевна могли читать французских авторов в подлиннике. Валентина Ивановна обладала феноменальной памятью на сложные сюжетные композиции литературных произведений. Вадим Львович вспоминает, что в годы эвакуации на Урале мать им с сестрой заменяла библиотеку, по вечерам пересказывая содержание романов А. Дюма, Ж. Верна, В. Скотта и других авторов.
Мне представляется, что Льва Ильича больше привлекала поэзия. У нас сохранились его замечательные рисунки и живописные работы на тему стихотворения Сергея Есенина, начинающегося словами: «Утром в ржаной закуте…». Они не были заказными работами, создавались для души как отклик на стихи любимого поэта. С другой стороны, грустные лирические, осенние пейзажи художника вызывают в памяти строфы поэта:
«Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось»…
Неброские пейзажи Льва Ильича не сразу открывают неискушённому зрителю свой сокровенный смысл, с ними надо пообщаться, чтобы почувствовать их тонкий лиризм, понять, сколько в скромной российской природе трепетного очарования.
Лев Ильич как-то признался, что природу России он любит «… до щемоты сердечной». Точнее и не скажешь! Чувство глубокое, пронзительное – так можно любить очень дорогое для тебя живое существо…