Арон Ржезников – “Поль Сезанн” ["Искусство" 1940 г. №2]

Гармония, прежде всего реалистическая гармония форм, заключается в том, чтобы деталь изображенного предмета была вместе с тем и деталью композиции в целом. Натуралисты и реалисты-иллюстраторы не понимают этого: для них голова, рука, глаз, коль скоро они нарисованы в границах фигуры, этим уже оправданы с точки зрения картины; имеют ли они отношение к глазам, головам, рукам остальных изображенных фигур и к холсту в целом, это для них глубоко безразлично.
Художник, не имеющий композиционного дара, не увидит композиции и в природе, где в сыром виде она всегда налицо.
В период с 70-х годов и по сей день в западноевропейском искусстве Поль Сезанн – крупнейший художник, стремившийся дать искусству живописи реалистическую гармонию классических масштабов. Далекий от понимания истинного идеала совершенной картины как той цели, во имя которой предпринимается конкретное изучение природы, он последнее сделал самоцелью. Пейзаж был для него не только одним из жанров, в котором он работал, но превратился в источник композиционного ансамбля для других многопредметных жанров. Не только натюрморт, но и многофигурная композиция строилась им по принципам архитектонического построения масс пейзажа. В его многофигурных композициях фигуры в пластическом отношения трактуются как разновидность деревьев. Деревья, ветка или ствол, являются как бы композиционным камертоном картины, головы, торса, руки, ноги или продолжают движения деревьев и их деталей или контрастируют с ними. Если проникновение натюрморта гармоническими решениями пейзажа есть обогащение натюрморта как жанра, выражающего наши чувства, то подчинение фигурной композиции принципам связи, достаточным лишь для решения пейзажа, ведет к абстракции, ведет к такому пластическому решению ансамбля, которое может сохранить его единство только путем ликвидации жизненных видовых отличий, характеризующих разнообразные предметы формы человеческого тела, элементы животного и растительного мира, архитектуру, натюрморт и т. д. Источники разрушения индивидуальных различий изображенных предметов связываются в данном случае с тем элементом живописи, который называют пластическим движением.
Если пропорциональность форм или цветовых площадей составляет как бы статическую сторону гармонии, то пластическое движение, или, как его называли когда-то, пластический динамизм,— это живая сущность ее.
Пластическое движение не следует отождествлять с передачей движения предметов: произведение может изображать покой и быть проникнуто пластическим движением, и наоборот, на картине может быть написано сражение, и дело не пойдет дальше иллюстрации.
Возьмем, например, такой многозначительный в своей выразительности образ, как дерево с его устремленной вверх последовательностью идущего из земли корневища, ствола, ветвей и лиственной кроны; вспомним образ реки с ее уходящими в пространство линиями берегов, такими простыми по контуру, но которых никогда не выдумаешь.
Незначительные различия в деталях дерева выражают бесконечное количество древесных пород с абсолютно отличными одна от другой характеристиками. Но торжества в организации пластических направленностей масс природа достигает в строении человеческого лица.
Пользуясь вариациями элипсоида и нескольких деталей, природа умудряется создать миллиарды лиц, различных по индивидуальности, народности, историческим эпохам.