Арон Ржезников – “Поль Сезанн” ["Искусство" 1940 г. №2]

И Сезанн не отрицал эти настроения, которые могли бы только обогатить поэзию его пейзажей, приблизив ее еще больше к реальности. Но он не дошел до тех вершин “выполнения”, «реализации», которые позволили бы ему зафиксировать мгновение не как импрессионистский этюд, а в форме точного произведения, картины. Не лежит ли возможность достижения такой цели на путях воспитания памяти?
Некоторые писатели, анализируя Сезанна, видят в его творчестве ряд этапов, которые определяют по цвету красочной гаммы его работ. Но по существу путь его знает два этапа: доимпрессионистский период и второй этап – после знакомства с Писсарро. В послеимпрессионистский период его творчество определяется одной общей поступательной линией в разнообразии исканий, линией, получившей свое специфическое выражение в каждом из разрабатывавшихся им жанров.
В исследованиях, которые пишутся о Сезанне, очень мало учитывается факт и характер учебы, на которую он себя обрек. Полю Сезанну приходилось совершенно другими путями итти к построению живописного реализма, нежели художникам ХVI и ХVII вв. Последние получили традицию мастерства преемственно и обогатили ее наукой, прежде всего теми преимуществами, которые дают перспектива и анатомия. В самом деле, у предшественников высокого Возрождения в пластическом отношении мало такого, чего нельзя было бы найти у Рафаэля или Тициана сохраненным и при этом значительно умноженным и обогащенным.
Как углубилось, например, понимание цвета? Живопись великих реалистов ХVI в. усилила взаимодействия между цветами, сохранив в то же время силу и характерность их локальности. Как много дало разнообразие реалистической детализации, сопровождаемое превращением всех деталей в цвет! Особенно уточнилась трактовка живописного единства произведения. Целостность живописи, достигаемая организацией холста по большим цветовым площадям, была сохранена, но к этому присоединилось введение единой световой гаммы, вяжущей живопись более органически, так сказать, до миллиметра. Мощь единой световой гаммы, достигнутая лучшими мастерами ХVI и ХVII вв., никогда более не была повторена. Импрессионисты, правда, расширили задачу изучения единой световой среды, понимаемой во всем разнообразии, в каком она встречается в природе, но в ее передаче они не дошли до того реализма и содержательности, какие мы видим у старых мастеров. Особенно много создали старые мастера в области композиции. Еще у примитивов был глубоко разработан ансамбль всех форм.
Уже в иконе художник, создавая пропорциональность, архитектоничность масс, хотел придать значительность изображаемому. Исключительную роль при этом играл учет пластического движения; ритмическая, «музыкальная» связь форм должна была помочь выразить основную настроенность ансамбля. При этом архитектурные мотивы, холмы и предметы натюрморта играли как бы роль аккомпанемента, усиливавшего ту выразительность, которую художник хотел показать в человеческих фигурах.
Интерпретировав указанные черты посредством более глубокого изучения жизни, природы, художники Ренессанса довели их до совершенства.
Еще мастера ХIV и ХV вв. довели пластическое мышление до такой высоты, что некоторые достижения этой эпохи, особенно в области скульптуры, не были превзойдены и впоследствии.