Арон Ржезников – “Поль Сезанн” ["Искусство" 1940 г. №2]

Одно из глубоких отличий импрессионистов от других современных им художников, особенно академического толка, это отрицание заученных приемов. Конечно, у таких высокоодаренных мастеров, какими были импрессионисты, можно обнаружить большие знания природы как результат многократных наблюдений. Но в том-то и выражается непредубежденность художника в познании природы, чтобы вновь и вновь изучать ее и быть готовым сделать исключение из правила, казалось бы, уже проверенного, в любой момент, когда природа создает для этого предлог. Ибо в том-то и дело, что природа для живописца столь многообразна, что ее трудно втиснуть в раз навсегда найденную систему непогрешимых правил. Поль Сезанн как импрессионист разделял эти убеждения, но вместе с тем он стремился и к диаметрально противоположному, к твердой системе мастерства. Он утверждал, что уже с юных лет надо овладеть методом выполнения, что необходимо выработать систему собственных средств выражения. Бернару он советовал не быть ни слишком робким, ни слишком искренним перед лицом природы и более или менее властвовать над своей моделью. Таким образом, налицо противоречие между энтузиазмом художника в отношении к природе и сознательными требованиями, предъявляемыми к ней. Такого типа творческий конфликт может разрешиться у глубокого художника-реалиста только в одном направлении: в непрерывном уточнении своих творческих замыслов через познание природы, в пронизывании своего индивидуального вкуса закономерностями самой действительности.