Арон Ржезников – “Поль Сезанн” ["Искусство" 1940 г. №2]

Бернар, который долго изучал творчество Поля Сезанна, полагал, что его особенность видеть коренилась больше в его мозгу, нежели в глазу, что у него не было непосредственного подхода к природе. Такое мнение односторонне. Поль Сезанн был и глубоко непосредственен и в такой же мере рационален; это противоречие не из неразрешимых; наоборот, это очень хорошее, творчески толкающее вперед противоречие, преодолеваемое в непрерывном росте художника как реалиста.
Когда-то воители, чтобы взять высокую, неприступную крепость, воздвигали вал до высоты стен и начинали бой лицом к лицу. Не таков ли художник?
Чтобы действительно познать природу, он должен подняться на высоту понимания ее законов; лишь тогда им может быть достигнут идеал непосредственности, так как природу голыми руками не взять.
Поль Сезанн явил собою пример совмещения непрерывной жажды познания природы и беспощадной сознательности в поисках совершенства и путей его достижения.
Задача преодоления импрессионизма означала для Поля Сезанна построение картины изменчивости, текучести природы. Старые мастера увековечили в природе главным образом моменты устойчивого, незыблемого. У художников-импрессионистов объектом изучения и изображения стали изменчивость, мгновенность, неповторимость. Однако одностороннее изучение природы как непрерывной смены мгновений в картинах импрессионистов грозило уничтожить основу этой изменчивости, изображение предмета, сохраняющего свою относительно неизмененную изобразительную сущность во все моменты своего существования. Если бы природа подражала идеальному импрессионистскому изображению, то не исключена была бы опасность, что, восприняв образ находящегося перед нами человека, мы бы при первом же изменении его движения или окружающей световоздушной среды, пожалуй, не узнали бы его; каждое новое изменение предмета мы бы воспринимали как появление нового предмета взамен предыдущего.