Нина Александровна Аронова – “Антонина и художники”

МХАТ Пьеса М. Горького "Мещане", Антонина Петровна - сидит справа, 1928

Помню эпизод: к Тоне прибежал озабоченный, простецки, по-домашнему одетый Всеволод, ему срочно понадобилось какое-то лекарство, Тоня нашла необходимое в своей аптечке. К этой семье она относилась с большим сочувствием и симпатией. В коммуналке, где ютились Санаевы, но в большой комнате жил с семьёй Павел Массальский, любимец театральной Москвы, красавец и  талантливый актёр. Тоня рассказывала, что Массальский просил Хощанова прогонять оголтелых фанаток  с лестничной площадки, прохода не давали – неизбежное последствие успеха и славы…

После возвращения из санатория  Антонина  приступила к работе. Её всё еще не покидала надежда восстановиться в театральной труппе. В ожидании этого, с моей точки зрения, мифического, события она согласилась на предложенную ей должность суфлёра. В качестве  суфлёра она проводила в театре значительно больше времени, чем в актёрские времена: утром репетиции, вечером спектакли, в некоторые дни выпадала её очередь быть и на дневных постановках. Теперь Тоня была более активно связана с жизнью театра, с актёрской средой, чем раньше. Помню, с каким сочувствием и уважением  она относилась к жене актёра Лакшина, их сын в детстве болел костным туберкулёзом. Тоня рассказывала, что после спектакля мать спешила в загородный санаторий с тяжёлоё сумкой, набитой  необходимыми продуктами для мальчика и книгами для него. Папа самоотстранился от этих обязанностей. Мудрая женщина и  великая актриса Мерил Стрип в одном из интервью подвела итог своим  житейским  наблюдениям: мужчина актёр – меньше, чем мужчина, женщина актриса – больше, чем женщина… Подружилась Антонина и со своей сменщицей, суфлёром Лёлей Барташевич  (бывшей актрисой МХАТ). Её положение было трудным, она была матерью-одиночкой. Тоня заменяла её, когда Лёле надо было побыть с ребёнком, помощниц у Лёли не было… В 70-е годы мы с Тоней радовались за этих самоотверженных женщин: их сыновья были талантливы и стали знаменитыми. Владимир Лакшин  стал известным литературоведом и критиком, а Алексей Барташевич – один из самых серьёзных исследователей  культуры эпохи Возрождения и выдающимся шекспироведом. В 80-90 годы оба вели передачи на телевидении.