Нина Александровна Аронова – “Антонина и художники”

Антонина Петровна Берестова, МХАТ спектакль "Битва жизни", 6 ноября 1932

Узнав о её бедственном положении, из Чебоксар приехала бывшая выпускница, она работала художественным руководителем театра. От имени всех актёров театра, питомцев Антонины Петровны Берестовой, убеждала её начать работать в их театре в качестве  режиссёра. Эта беседа происходила при мне. Я была убеждена, что  Валя (так звали гостью) приехала с дельным предложением, но Тоня ответила ей отказом, поблагодарив за доверие и заботу. Несколько позднее пришло предложение на должность худрука в новом городе – Норильске, там тоже работал её воспитанник, соблазнял и творческими возможностями, и льготами Заполярья. Предложение как будто бы её заинтересовало: приближался пенсионный возраст. Однако, знакомый врач А.Н. Зимин, наблюдавший актёров МХАТа, сказал, что ей срочно надо лечь в больницу, затем долечиваться в санатории, а тёте Симе с её слабыми лёгкими и сердцем вообще переезд и тем более в Заполярье – противопоказаны. Ну, что тут будешь делать! Наверняка какой-нибудь выход  с приемлемым трудоустройством всё же нашёлся бы, если бы не три шока подряд в течение полугода, приведшие к серьёзному нервному срыву.

И всё же, по моему мнению, главным препятствием была у Антонины внутренняя причина – привязанность к МХАТу. Почти четверть века она была связана с ним,  в труппу  её приняли  после окончания Театрального Училища в середине 20-х годов, ещё при славных «стариках», как их звали актёры, – К.С. Станиславском и В.И. Немировиче-Данченко. Наблюдать за их работой с актёрами на репетициях – это уже курсы повышения квалификации для начинающих актёров. Антонина рассказывала о своих наблюдениях за действиями этих метров в день премьеры. Константин Сергеевич приезжал на извозчике, по-барски, в зал входил в окружении своих единомышленников, выслушивал их мнения об игре актёров. Владимир Иванович помпы не любил, старался пробраться куда-нибудь подальше от сцены (дабы не смущать актёров – исполнителей своим присутствием: в день премьеры у них волнений предостаточно). Если же кто-то пытался подготовить его к суждению о спектакле, он просил оставить его одного: «Сам разберусь». Наушничанья и попытки лоббировать  чьего-нибудь протеже не одобрял. Когда появился в печати «Театральный роман» М.Булгакова, Антонина констатировала, что все события реальны, рассказывала о прототипах персонажей, жаль – я не догадалась записать её комментарии. Антонина была счастлива видеть в театре всегда безупречно элегантного Михаила Булгакова, он создавал вокруг себя особую притягательную ауру. Ещё в 48-м году Антонина мне рассказывала, что Булгаков написал роман об Иисусе Христе, только вряд ли его когда-нибудь напечатают. Вероятно, речь шла об Иешуа из «Мастера и Маргариты». Для тех, кто не в курсе: М Булгаков работал сценаристом  во МХАТе. По его сценарию был поставлен великолепный спектакль «Мёртвые души», была готова пьеса «Кабала святош» о жизни Мольера, но цензура наложила категорическое вето. В годы перестройки (80-е) годы была издана книга М.Булгакова – «Мольер».