Нина Александровна Аронова – “Антонина и художники”

Антонина Петровна Берестова в спектакле МХАТ, 1930-е

Застав меня пишущей эти строки, Вадим вспомнил и своё запомнившееся ему впечатление от Антонины Петровны в первый послевоенный год. Пришла она к его родителям вместе с Николаем Хощановым  (семьи дружески общались), скорее всего, надо было наметить совместные действия по освоению делянок для картошки. Им выделили участки в ближнем Подмосковье  на одном поле. Николай Васильевич был воспринят мальчиком Вадимом в качестве непримечательного спутника Антонины. А вот сама она ему показалась пришедшей из другого  мира: манера держаться, говорить, необычная одежда, производящая впечатление достатка, – всё это отличалось от среды, которая окружала его в коммуналке. Он тогда решил, что это какая-то ВАЖНАЯ особа…

А для «важной особы» во все её времена  была  «сверхзадача» (термин К.С. Станиславского) – как на копеечную зарплату  рядовой актрисы одеваться соответственно среде, где «встречают по одёжке».

В 20-е годы актрис МХАТа очень выручала модельер Ламанова. До революции она была личным  Кутюрье (именно с большой буквы!) царской семьи и придворных. В театре она сначала просто наблюдала за  своими подопечными, ей важно было знать всё: внешность, характер, манера общения и т.д. Антонина рассказывала, что затем  мастерица-художница приглашала актрису персонально. Подбирала ткань из имеющихся в её распоряжении (негусто, конечно, не царский двор, а пустые прилавки).    Принцип её работы: никаких снятия мерок, выкроек и примерок. Накалывала на персоне булавками силуэт, и в скором времени – очередной шедевр портняжного искусства  готов.  Антонине и Веронике Полонской  (они были однокурсницами в Училище и одновременно начали работать во МХАТе) – Ламанова порекомендовала держаться спортивного типа одежды: никаких  воланчиков и оборочек с бантиками… Но чем строже одежда, тем выше должно быть мастерство исполнителя: её величество – ЛИНИЯ – не всем даётся. Это тоже наказ Ламановой. Расставаясь с театром, Ламанова,  по-видимому, порекомендовала  актрисам  свою последовательницу. Антонина подружилась с этой женщиной, я с Тоней однажды была у неё в гостях. Это была седая старушка не аристократического, но дворянского происхождения. В её маленькой уютной комнатке мы с Антониной чувствовали  себя  комфортно и спокойно. Антонину она очень выручала, вместе ломали голову, как продлить жизнь довоенным, шёлковым платьям; обновы же шились из ситца и сатина, но «линия» и в них явно заявляла о себе…