Застав меня пишущей эти строки, Вадим вспомнил и своё запомнившееся ему впечатление от Антонины Петровны в первый послевоенный год. Пришла она к его родителям вместе с Николаем Хощановым (семьи дружески общались), скорее всего, надо было наметить совместные действия по освоению делянок для картошки. Им выделили участки в ближнем Подмосковье на одном поле. Николай Васильевич был воспринят мальчиком Вадимом в качестве непримечательного спутника Антонины. А вот сама она ему показалась пришедшей из другого мира: манера держаться, говорить, необычная одежда, производящая впечатление достатка, – всё это отличалось от среды, которая окружала его в коммуналке. Он тогда решил, что это какая-то ВАЖНАЯ особа…
А для «важной особы» во все её времена была «сверхзадача» (термин К.С. Станиславского) – как на копеечную зарплату рядовой актрисы одеваться соответственно среде, где «встречают по одёжке».
В 20-е годы актрис МХАТа очень выручала модельер Ламанова. До революции она была личным Кутюрье (именно с большой буквы!) царской семьи и придворных. В театре она сначала просто наблюдала за своими подопечными, ей важно было знать всё: внешность, характер, манера общения и т.д. Антонина рассказывала, что затем мастерица-художница приглашала актрису персонально. Подбирала ткань из имеющихся в её распоряжении (негусто, конечно, не царский двор, а пустые прилавки). Принцип её работы: никаких снятия мерок, выкроек и примерок. Накалывала на персоне булавками силуэт, и в скором времени – очередной шедевр портняжного искусства готов. Антонине и Веронике Полонской (они были однокурсницами в Училище и одновременно начали работать во МХАТе) – Ламанова порекомендовала держаться спортивного типа одежды: никаких воланчиков и оборочек с бантиками… Но чем строже одежда, тем выше должно быть мастерство исполнителя: её величество – ЛИНИЯ – не всем даётся. Это тоже наказ Ламановой. Расставаясь с театром, Ламанова, по-видимому, порекомендовала актрисам свою последовательницу. Антонина подружилась с этой женщиной, я с Тоней однажды была у неё в гостях. Это была седая старушка не аристократического, но дворянского происхождения. В её маленькой уютной комнатке мы с Антониной чувствовали себя комфортно и спокойно. Антонину она очень выручала, вместе ломали голову, как продлить жизнь довоенным, шёлковым платьям; обновы же шились из ситца и сатина, но «линия» и в них явно заявляла о себе…