Нина Александровна Аронова – “Антонина и художники”

Антонина Петровна Берестова, 1940-е

Антонина позвонила, что скоро будет дома. Я захотела спуститься во двор и встретить её. До чего же непривычно выглядит этот двор! Сплошной асфальт, ни травинки, ни кустика: какой-то каменный колодец, каре двора окружали со всех сторон одинаковые восьмиэтажные, серые стены зданий  с аркой для входа со стороны Банковского переулка. Довольно безлюдно, полдень, сиеста у них  что ли?! Моё внимание привлекает входящая во двор стройная женщина. Ладно сидит на ней чёрное с крупным белым горошком платье, тень от  широкополой, белой шляпы скрывает её лицо. Рукой в белой шёлковой перчатке  (как это элегантно!) она сдвигает шляпу немного назад – и я узнаю в ней Антонину. Такой запечатлелась она в нашу первую встречу, и только такой я  хочу её вспоминать.

Было тогда Антонине лет 45 – 47, период наибольшего расцвета личности в благоприятных социальных условиях. Вскоре Антонина мне  поведала, что 1948 год стал для неё чёрным годом  с самого начала. Первого января во время праздничного приёма гостей случилось для неё непредвиденное  исчезновение её мужа: был послан за вином, позвонил, что не вернётся, уходит к другой. Как выяснилось позже, этой другой оказалась актриса, дочь важных персон: её родители принадлежали к элите театрального мира. Через неделю беглец вернулся с повинной. Антонина его не приняла, сказала, что простила бы ему любовное увлечение, но не предательство из корысти. Переживала она этот разрыв очень болезненно. Сошлись они ещё в студенческие годы, прожили в любви и согласии двадцать лет. После Училища Н.Хощанов попал в театр им. Е.Вахтангова, но мечтал о МХАТе, хлопотами Антонины  он был принят во МХАТ. Антонина заботилась о его творческом росте, репетировала с ним роли. Домашние репетиции помогали ему увереннее входить в репертуар, соответствовать   традициям МХАТа. Сама же подрабатывала в драматических кружках, чтобы освободить Колю от подёнщины… В новой семье Николай Васильевич прожил недолго. Как утверждали театральные «средства массовой информации», ему там отводилась роль фиктивного мужа (дабы замаскировать связь обольстительницы с женатым, известным актёром).