Нина Александровна Аронова – “Антонина и художники”

Николай Хощанов артист театра им Е. Вахтангова, лето 1929

Вскоре Н. Хощанов на несколько лет уехал в Восточную Германию. Вернувшись, оставил МХАТ, был принят в театр на Таганке, получил звание Заслуженного артиста. Остался бездетным холостяком. О последнем обстоятельстве я узнала от него самого в 72 году. Наша встреча произошла в Центральной больнице МЗРСФСР, где я работала библиотекарем. К сожалению, это произошло в день выписки Николая Васильевича. Беседа была короткой, но он заинтересованно расспрашивал о Тоничке, просил передать ей привет, дал номер своего телефона и обещал обеспечить билетами в театр. Это было время триумфа театра, билеты были большим дефицитом. Антонина отказалась от общения с ним. А у нас с Вадимом был дядя Ефим Ильич, фронтовой друг директора театра на Таганке, к Н. Хощанову не было необходимости обращаться.

И всё-таки, оглядываясь назад, я сожалею, что тогда при встрече в больнице не поговорила с бывшим дядюшкой по душам. Николай Васильевич выглядел несчастливым человеком, да и здоровье стало подводить. А в памяти сохранился из раннего детства (1935 год) его приезд в Читу во время гастрольной поездки. Он был весёлым и красивым человеком, играл с нами. Привёз нам из Москвы незабываемые подарки: книги-раскладушки, игрушки, шоколадные шары с миниатюрными сюрпризами в них, апельсины в красивых упаковках… Дядя Коля подарил нам счастливый эпизод в нашем обездоленном детстве и  запомнился  как добрый волшебник…

Ну, а в злополучном 48-м году на Антонину обрушился ещё один удар: руководство театра отказалось от государственной дотации – и началось тотальное сокращение труппы. Попала и она в чёрный список.  Как Антонина охарактеризовала мне ситуацию: остались  в театре только Народные и Заслуженные – и БЛИЗЛЕЖАЩИЕ к ним актрисы. Вслед за этим последовало и сокращение в ГИТИСе, где она много лет (и успешно!) вела Чувашскую студию. Студенты пробовали её отстоять – не получилось, ходатайствовали  за неё и ведущие актёры МХАТ – Топорков и Москвин, они оба обращались к руководству ГИТИСа, давая высокую оценку её преподавательской работе и конкретно спектаклям, которые она режиссировала  для выпускных показов. Не помогло. В результате – депрессия и стенокардия.